Малая Россия. Осташков — город на берегу озера с интересной историей

На южном побережье озера Селигер, что в Тверской области, находится небольшой, но старинный городок — Осташков. В хрониках средневековья отмечено, что в 1371 году московские князья в результате междоусобных войн одолели литовцев и закрепили за собой данную территорию. В результате битв живым остался только один мужик по имени Евстафий, по прозвищу Осташко. На новом месте он построил себе жилье, основав небольшую слободу под своим именем.

На гербе города нарисованы три рыбки, что совершенно обоснованно, т.к. озеро Селигер богато рыбными запасами.

Прогулку начинаем, двигаясь от причала к площади Свободы, бывшей Торговой.

-2

Осташков был центром ремесел и торговли, поэтому, в 18 веке были построены каменные торговые ряды, которые окружали площадь с четырёх сторон. Доминантой же площади служила Преображенская церковь, построенная на месте упокоения защитников Осташкова от польско-литовских интервентов в 1762 году.

Судьба и рядов, и церкви в 30-е годы прошлого века оказалась одинаково плачевной. Все эти сооружения были разобраны на кирпичи, пошедшие на строительство жилого дома для ударников труда. Колокольня чудом сохранилась, у нее было практическое применение — она служит своеобразным маяком для селигерского флота.

На месте разобранного храма только в 70-е годы появился бронзовый Ильич. Безбожный вождь и культовое строение на одном фото смотрятся весьма необычно: не так часто увидишь такой тандем. (У меня на память приходит только Тамбов с такой же расстановкой).

Как-то припозднились осташи с Лениным. Но до него, вроде, здесь бюст Карла Маркса стоял. Но это неточно.

Трехъярусная колокольня, построенная в 1789 году в традициях провинциального барокко, украшена колоннами, пилястрами и высоким шпилем. Крест отсутствует, поэтому, строение позиционируется, как часовая башня.

Рядом с памятником Ленину находится большой зеленый сквер с цветочными клумбами и дорожками.

Погода не радовала, все время моросило.

По одной из дорожек подходим к зданию культурного назначения. Построено оно было в конце 19 века для нужд народного театра. Театральная жизнь в городе зародилась еще в начале 19 века, как школьные постановки на духовную тему, инициированные учителем. Почин вышел за рамки учебного заведения, когда им заинтересовался один из значимых предпринимателей города — Кондратий Савин, предоставив свой дом для представлений.

Первая труппа театра отличалась тем, что до 1843 года состояла исключительно из мужчин разных сословий: сапожников, маляров, художников. В 1859 году на одно из представлений случайно заехала столичная звезда Больших и Малых сцен — Прасковья Ивановна Орлова. Между Федором (сыном и наследником Кондратия Савина) и Прасковьей проскочила искра, случилась любовь. Актриса приняла предложение промышленника выйти за него замуж и с легкостью переехала в Осташков!

Появление Савиной в местном театре заметно сказалось на репертуаре, она стала и режиссером, и постановщиком, сама же редко выходила на сцену. Последний раз появилась перед зрителями в возрасте 85 лет в эпизоде пьесы Грибоедова «Горе от ума», кстати, поставленной без купюр, что было для провинции весьма неожиданно.

Здание отреставрировано. Перерыв в работе театра был с 1941 по 61 год, в годы войны располагался госпиталь. Сейчас здесь Дом Культуры, на сцене которого по-прежнему ставят пьесы.

В сквере перед ДК установили бюст Юрию Гагарину. Он не был в Осташкове, но, учитывая, что город связан с космическими изысканиями (об этом напишу в другой статье), память о первом космонавте уместна.

"Главная сила в человеке - это сила духа..."

При прогулке по исторической части города фамилия Савиных будет всплывать постоянно. В самом начале 19 века Кондратий Савин ставит свой кожевенный бизнес «на крыло». Непромокаемые юфтиевые сапоги «осташи» поставлялись не только на внутренний рынок, но были известны и на международных прилавках. Кожевенные товары из Осташкова узнают потребители в Австрии, Северной Германии, Англии.

После объявления войны с Наполеоном, Савин начал поставку выделанных кож для нужд армии, отправив из Осташкова в столицу 60 опытнейших мастеров для кройки армейских сапог, в недавнем прошлом свободных кустарей. Конечно, не только патриотический порыв руководил заводчиком, отнюдь. Госзаказ сулил немалые барыши. Тем не менее, за заслуги в поставках сапог для русской армии во время Отечественной войны Кондратию Алексеевичу Савину Высочайшим повелением было даровано дворянское звание. К 1845 года в Осташкове у Савиных было уже 35 кожевенных и 2 юфтевых завода.

Для Осташкова Савины тоже сделали немало. Так в 1830 году Кондратием Савиным была создана первая в России общественная пожарная команда, которая состояла из местных жителей. Пожарное депо было оснащено топорами, баграми, ухватами, заступами, ломами, ведрами, бочками-водовозками, войлочными щитами, ручными и конными пожарными трубами. Для хранения оборудования на его средства построили деревянное депо и каланчу.

Каланча недалеко от театра, но пока еще в работе у реставраторов. Первое депо сгорело от пожара, Позже, по инициативе Федора Кондратьевича было построено новое здание для пожарных.

Если пройти по другой аллее от колокольни, то мы выходим к скульптурной группе, установленной в 1958 году в память о партизанах, действовавших на территории Калининской области в годы Великой Отечественной войны. Воинскими частями, при активном участии местного населения, в 1941 году была построена линия обороны — рубеж, который фашисты так и не смогли преодолеть. Линия фронта проходила в 4 км от города. Командующий северо-западным фронтом Семен Тимошенко принял решение вклинить в стык групп немецких армий «Центр» и «Север» мобильную партизанскую бригаду, которая должна была уйти в тыл врага с целью сбора разведданных о противнике.

-9

На постаменте, облицованном серым гранитом, возвышается бронзовая скульптурная группа: два партизана и женщина-партизанка. Центральная фигура партизана с поднятым автоматом олицетворяет образ командира, ведущего бойцов в бой. Прототипами скульптур стали настоящие партизаны Селигера. Образ девушки взят с Лизы Чайкиной, уроженки села Пено, что под Осташковым.

С первых дней войны Лиза сначала участвовала в обороне, а потом ушла в партизаны. Постоянно ходила в разведку, приносила листовки с информацией для людей, оставшихся в оккупации. Как водится, нашлись предатели, донесли о ее приходе в деревню. Девушка была схвачена и отправлена в гестапо, где подверглась страшным пыткам, однако ни сведений о составе отряда, ни о явочных квартирах она не выдала.

Лиза была расстреляна 23 ноября 1941 года. Перед смертью партизанка произнесла слова, ставшие пророческими: «Наши придут. Победа будет за нами!» Лиза Чайкина была посмертно награждена Орденом Ленина; ей присвоено звание Героя Советского Союза.

За памятником открывается перспектива длинной улицы с бульваром посередине. Это бывшая Миллионная, ныне Евстафьевская. В 1922 году в честь 150-летия присвоения Осташкову статуса города, Милионную переименовали в честь первого поселенца.

-11

Улица является одной из самых старых, где строили особняки богатые купцы и зажиточные ремесленники. После революции дома были национализированы и заселены нуждающимися. Некогда ухоженные здания с годами ветшали, советской администрации до них не было никакого дела. В 2019 году начала работать программа расселения ветхого жилья. Т.е. жильцам дают квартиры, а дом предлагается кому-нибудь выкупить под реставрацию. Пока идет туго.

На Евстафьевской улице по левую руку можно увидеть яркую часовню. История ее постройки весьма грустна. Дело в том, что на этом месте стоял дом одного из работников кожевенного завода некого Крестова. И он загорелся, будучи деревянным, полыхнул очень резво. Примчалась пожарная команда во главе с самим Головой города — Федором Савиным. Во время тушения, наглотавшись угарного газа, меценат и уважаемый горожанин погибает. Случилось это в 1890 году.

Безутешная вдова, актриса Прасковья Ивановна Орлова-Савина, в память о любимом выделяет деньги на постройку часовни Ксении Петербургской и Крестовым на новый дом. Возводил часовню известный осташковский строитель Иван Николаевич Суравков, под руководством которого было возведено немало церквей и зданий не только в Осташкове, но и в области.

В советское время здесь располагалась лавочка по продаже керосина. Сейчас часовня в ведении РПЦ, поэтому, выглядит очень презентабельно.

В 1587 году, дабы недобрые соседи польско-литовского происхождения не посягали на Осташковскую слободу, местными жителями была устроена крепость с земляным валом. В 1711 году крепость сгорела. На этом историческом месте позже был построен дом, в котором в конце 19 века жил Иван Павлович Нечкин — музыкант и актёр, посвятивший полвека сцене Осташковского любительского театра. Так же он был брандмейстером местной пожарной команды. Сейчас здесь располагается выставочный зал.

Внучкой И.П.Нечкина являлась Милица Васильевна Нечкина (1901-1985) – видный советский историк, академик. По ее учебникам истории десятилетиями обучались школьники в СССР.

Справа от дома сооружение, называемое Вальский столп. Хотя, по сути, это часовня иконы Смоленской божьей матери. Во время пожара 1711 года эта икона находилась над воротами в крепость.

В 1770 году по указу Екатерины II создавался план поселения в связи с повышением статуса до городского. Валы, оставшиеся от укрепления было велено срыть. В 1785 году горожане обратились в столицу с просьбой увековечить место, где были въездные ворота (их было 3). Так появился монолитный четверик в стиле барокко, увенчанный шпилем.

Феномен Осташкова 1-й половины 19 столетия – довольно весомая интеллигентская прослойка, в сравнении с другими такого же уровня провинциальными городками. В этот период она состояла из двух-трех десятков лиц, из которых практически все были задействованы или на сцене местного театра, или в оркестре, или в иконописи и архитектуре.

Напротив Вальского столпа находится дом (середина 19 века) с ионическими колоннами, с мезонином, где когда-то жила семья художников Митиных-Потаповых.

Митины-Потаповы были известной династией живописцев и иконописцев. Наиболее известным из них является Макарий Потапов. В 1672 году, по указу царя Алексея Михайловича, он с тремя сотоварищами был призван в столицу. Художники занялись написанием портретов в выходивший тогда «Титулярник». Иначе эта книга называлась «Большая государева книга или Корень российских государей», в ней была помещена информация о высокопоставленных особах с их титулами и гербы русских городов. Книга была выполнена в стиле барокко, а все портреты были писаны акварелью с применением золота и серебра. Возможно, именно Макарий стал автором первого прижизненного портрета Петра Первого!

Сейчас здесь жилой дом.

Улица, по которой мы гуляем, называлась ранее Московской, сейчас Володарская. Все дома, находящиеся на ней, интересные, но с разной степенью запущенности.

Сворачиваем на улицу Рабочую, бывший Екатерининский переулок. Здесь обращает на себя внимание очень неухоженный, но когда-то красивый дом, целая усадьба. Это бывшее родовое гнездо князей Шаховских. Этот род ведет отсчет от Рюриковичей и насчитывает 17 колен. Среди них были и видные государственные деятели, и военачальники, и бунтовщики.

-18

На первом этаже жила прислуга, на втором этаже — княжеская семья. Сейчас здесь находится архив Осташкова.

В конце 18, начале 19 веков было модно угловое здание строить со срезанным углом, такое практиковалось повсеместно. Так и в Осташкове один зажиточный шкипер сумел отгрохать себе двухэтажные хоромы, да и украсить их медальонами с изображением морских приборов.

С легкой руки уже знакомого нам господина Савина, промышленники стали строить корабли. Для этого даже выписали умельцев из Архангельска. Первый свой корабль Савин назвал «Осташ». За ним пошли еще и еще. Поэтому, шкиперы, лоцманы да капитаны были хорошо оплачиваемыми работниками, хороших специалистов переманивали купцы на свои суда повышенной зарплатой. Поэтому, построить дом в пяти шагах от своей работы мог позволить любой уважаемый флотский с отличной репутацией.

Из окон дома шкипера через Набережный сад просматривается озеро Селигер.

Вид на озеро прекрасен. Чуть позже мы поедем на водную прогулку.

-21

А вот дядя с удочкой уже наловил себе на ужин. Памятник установлен также на средства господина Мозгова, исполнителем стал местный художник.

Далее наша прогулка продолжилась по Ленинскому проспекту, бывшей Знаменской. Называлась она так по монастырю, расположенному на берегу Селигера, основанному в 1673 году. Через два столетия сильный пожар уничтожил почти все постройки. Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления.

Вознесенский собор. В востановлении участвовал архитектор Иван Суравков, ему тогда было всего 26 лет от роду.

В советское время в храме располагалась швейная фабрика, частные домики, прилепившиеся вокруг него, назывались Рабочий поселок. Дома и сейчас жмутся к Вознесенскому собору.

-24

На Ленинском проспекте также хороша усадьба из красного кирпича, где сейчас располагается городская администрация. Собственно, это два дома: один бывшая гостиница купца Лутковских, а второй — городская управа (проект Ивана Суравкова)

Архитектура Ленинского проспекта не так убита, как в других частях города. Эх, отреставрировать бы всё, город был бы, как картинка.

Прекрасно выглядит трехэтажный особняк, бывший воспитательный дом для девочек, постройки начала 20 века.

Сейчас здесь офисы и салоны красоты.

Почти заброшен «Дом с Атлантами», построенный в конце 18 века и переделанный тем же Иваном Суравковым в конце 19. Иваном Николаевичем Суравковым было построено или перестроено около 30 домов в Осташкове и более десятка храмов.

Для себя, любимого, в 1889 году Иван Суравков приобрел дом, постройки конца 18 века чуть дальше от центра, и полностью его переделал. Здание сейчас имеет вид более, чем плачевный: лет так десять назад оно сильно горело, видимо, из-за кафе, которое здесь находилось. Поэтому, стоит остов, почти руинированный…

-28

А ведь архитектор, уже будучи весьма опытным, вложил в его декор все свои знания и душу. Кое-где еще можно распознать лепнину тех же атлантов, львов, солярных знаков. Аттик был украшен кирпичем лекальной обработки, в чем Суравков «собаку съел».

Жил здесь архитектор с семьей в левом крыле (в правом располагалась почта и магазин) вплоть до 30-х годов 20 века. В те грозные годы, когда работники НКВД пришли его арестовывать, он чёрным ходом ушёл через озеро в деревню Уницы. Там у него был построен постоялый двор, с которого он уехал в Ленинград, где умер в декабре 1941 года во время блокады. Строитель прожил 80 лет, 40 из которых творил красоту в Осташкове и окрестностях.

На доме некоторое время висела мемориальная доска, установленная городом с подачи наследников, пока новые хозяева уже в нулевых ее не сняли.

Хорошо, когда в городе есть главный архитектор! Но плохо, когда нет денег на восстановление истории.

В 1900 году жители села Волговерховье Осташковского уезда обратились в Тверскую епархию с просьбой о постройке у истока Волги церкви. Руководил строительством этого храма Иван Николаевич Суравков. Не доехали мы в этот раз до истока великой реки, оставили на следующий раз.

В Осташкове сохранилось порядка 10 храмов, в том числе очень древних. В период с 1670 по 1685 было возведены в каменном варианте два собора, стоящие бок о бок. До это они тоже были, но деревянные, недолговечные.

Вид с озера на Троицкую церковь.

Троицкий собор был освящен в 1697 году, с тех пор неоднократно претерпевал изменения. В основном, относительно декора — он становился все более изысканней.

-31

13 июля 1820 года Троицкий собор посещал Император Александр I, гостивший тогда в городе. Из собора он отправился по тракту на Торжок к Твери, сопровождаемый не умолкавшими восклицаниями «Ура!», благословениями и добрыми пожеланиями всех жителей Осташкова и его окрестностей. Народ бежал за экипажем Государя до самой заставы, а там, упав на колени, неоднократно восклицал: «Прости, батюшка — Государь! не насмотрелись мы на тебя!». Возвратившись в город, жители стеклись в соборную церковь, где принесли молебствие о благополучном путешествии дорогого гостя.

В годы богоборчества в храме разместили пекарню, не взирая на прекрасные старинные фрески — они их просто закрасили. В 70-е сюда переехал краеведческий музей, что послужило началом небольшого ремонта, по крайней мере, внутреннего.

Второй храм — Воскресенский. Получился целый храмовый комплекс, раньше здесь располагалась Соборная площадь. Внутри помещение оснащено стульями для зрителей, здесь проходят фестивали и концерты.

Доехали мы и до монастыря, что располагается на острове Житное. В 1853 году на средства Федора Кондратьевича Савина была устроена насыпная дамба, соединившая Осташков с островом Житное.

Богородицкий Житенный женский монастырь был основан по указу Петра I в 1716 году.

Как я уже писала, в 1711 году в г.Осташкове произошел сильный пожар. Пострадала часть города, крепость и главные врата, над которыми располагался  образ Пресвятой Богородицы Смоленская «Одигитрия» — покровительницы города.

Когда разбирали пепелище, икону Божией Матери нашли невредимой. Горожане поняли, что это не простой образ, и решили построить для него храм на острове Житное. Более 200 лет монастырь процветал, пока не превратился в маслозавод, а потом в руины — так распорядилась над ним социалистическая судьба. А икону (в период безбожья) спрятала одна из прихожанок и вернула, когда в 2002 году началось возрождение обители.

В монастыре на сегодняшний день проживает 36 монахинь, 5 послушниц и трудники.

-35

Сестры ведут активный образ жизни, например, участвуют в ежегодном гастрономическом фестивале «Селигерский рыбник». В итоге в 2022 году их многослойный «Царь-Налим» с начинкой из свежепойманной рыбы, которая водится в озере Селигер, был признан самым лучшим. В начинке причудливо переплелись вкусы самой разнообразной рыбы — угря, судака, окуня, сома, леща и линя.

Пирог был выполнен в виде огромной рыбы, на спине которой расположился град Осташков.

Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут найти приют в монастыре, для этого восстановлены жилые помещения.

-37

Конечно, руками сестер и трудников в монастыре все ухоженно, лужайки — зелены, клумбы — ярки, маковки церквей — изящны. Не жизнь, а рай!

Вернувшись в город, видим памятник-камень. Таким образом отмечено место, где родился Герой Советского Союза Константин Заслонов.

-38

На момент начала войны ему было 30 лет, в качестве железнодорожника он внедрился в доверие к оккупантам на территории Белоруссии. Благодаря его подпольным действиям было уничтожено или выведено из строя около 200 паровозов, повреждено оборудование станции, что осложнило немецкую логистику и срывало переброску войск в дни Битвы за Москву. Опасаясь разоблачения, он с товарищами уходит в леса, где организует целую партизанскую бригаду. В одном из неравных боев Константин погибает. Не знаю, как молодежь, но мы, советские школьники, знали это имя.

На привокзальной площади Осташкова фигура строгого патриота советской страны.

В 1907 году в Осташков пришел первый поезд, был построен вокзал из красного кирпича с аттиками и большими арочными окнами. Но в годы войны здание было разрушено, поэтому, сейчас мы видим более скромные формы, но с налетом сталинского ампира.

В годы Великой отечественной войны город находился в 4 км от линии фронта и был превращен в огромный госпиталь. Под госпитали отдавали самые лучшие здания в городе. В этих стенах были спасены десятки тысяч жизней солдат и офицеров Красной армии. Абсолютное большинство защитников Родины после лечения снова отправлялись на фронт. Но и братских могил в этих местах тоже хватает, по дороге они часто встречаются.

Отличный уместный памятник медсестре, выхаживавшей раненых в годы войны, появился не так давно. Сестричка получилась очень молоденькой, не старше 16-17 лет. Может быть, она только что выскочила на свежий воздух после тяжелой смены – из операционной или перевязочной. Или побежала за медикаментами в другое помещение. Или встречать очередной транспорт с ранеными. Едва накинув на плечи шинель, задумалась – об отце, воюющем где-то подо Ржевом, об однокласснике, от которого давно не получала весточку. Сейчас она снова вернется в стены госпиталя и будет бороться за жизнь молоденьких, как и она, солдат, утешать, облегчать страдания…

-41

Закончили прогулку мы на набережной Селигера, чтобы потом попасть на кораблик и прокатиться по этому прекрасному водоему.

Про Селигер напишу в следующей статье.

Если статья вам понравилась, прошу ставить палец кверху и подписываться на канал. Стимул для дальнейших публикаций автору необходим.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы