По мнению почитателей немецкой марки, именно Mercedes-Benz в кузове W123 стал первой стоящей моделью, которая во многом поспособствовала продвижению компании. В этот автомобиль вложили немало времени, сил и средств, а результат превысил все ожидания. W123 вспоминают до сих пор, а некоторые на нём даже ездят, несмотря на более чем почтенный возраст.
Одиозный W123
Изначально эта модель задумывалась как замена для стремительно устаревающих W114/115, но у конструкторов и инженеров получилось сделать нечто действительно стоящее. Хоть перед ними и поставили задачу создать выносливый и надёжный автомобиль, но они явно перестарались и сумели всех удивить. Так в 1976 году появился Mercedes-Benz W123, в котором собрали всё лучшее, что знали о надёжности, безопасности и комфорте. Поэтому он быстро покорил весь мир, и прежде всего, легендарным ресурсом. Дизельные версии спокойно проходили по миллиону километров и продолжали ездить. Таксисты в Африке и на Ближнем Востоке ценили их именно за это: W123 мог сутки напролёт возить пассажиров по жаре и плохим дорогам, не требуя серьёзного ремонта годами.
Интерьер был простым, но удивительно продуманным. Большие и удобные кресла, расположенные чуть выше привычного уровня, делали посадку удобной даже для рослых водителей. Панель приборов проектировали так, чтобы всё нужное было под рукой, а кнопками и ручками можно было пользоваться даже в перчатках. Материалы же подбирали не для красоты, а для долговечности. При этом подвеска — один из самых больших козырей. Она сочетала комфорт большого седана с выносливостью машины для плохих дорог, и даже нагруженный дизельный универсал уверенно шёл по ухабам. Многие водители вспоминали, что, пересев после W123 на более современные автомобили, сразу ощущали разницу: новинки ехали быстрее, но не давали такого чувства защищённости и уверенности на любой поверхности.
Ещё одна деталь — коррозионная стойкость. Кузова обрабатывали антикоррозионными составами, а качество покраски было таким, что даже спустя десятилетия W123 выглядел опрятно. Конечно, полностью избежать ржавчины не удалось, но по тем временам это был огромный шаг вперёд. Наконец, для многих владельцев W123 стал символом статуса, но без показной роскоши. Он выглядел солидно, но не кричащим. Этим он нравился деловым людям и семьям: машина подчёркивала надёжность владельца, а не его стремление к показухе. Его до сих пор говорят и иногда вспоминают интересные, связанные с ним моменты.
1. Очереди длиной в годы
Когда W123 только вышел, спрос на него оказался настолько огромным, что дилеры физически не успевали выполнять заказы. В Германии и ряде других стран Западной Европы образовалась уникальная ситуация: желающие купить новый W123 становились в очередь и ждали машину в среднем от полутора до трёх лет. Для сравнения, обычный цикл ожидания у конкурентов не превышал нескольких месяцев. Эта задержка породила целый рынок почти новых W123 с минимальным пробегом: владельцы, получившие свой автомобиль после долгих ожиданий, могли тут же продать его дороже официальной цены. Причина была проста — покупатель платил за возможность сесть за руль здесь и сейчас, а не через годы. Перекупщики использовали это в своих интересах, скупая автомобили у тех, кто ждал, но передумал, и перепродавая нетерпеливым покупателям.
2. Миллионники с дизелем
Легенды о миллионных пробегах W123 родились не на пустом месте. Особо хорошей репутацией пользовались версии с пятицилиндровым дизелем OM617, который инженеры проектировали не ради мощности, а ради ресурса и простоты ремонта. Этот мотор отличался массивным чугунным блоком цилиндров, надёжной топливной аппаратурой Bosch и минимальным количеством сложной электроники. В реальной эксплуатации такие автомобили нередко доходили до отметки в миллион километров без капитального ремонта двигателя. Для таксопарков и частных водителей это превращалось в экономическую выгоду: вложившись один раз, они получали машину, способную служить десятилетиями. Не случайно фотографии миллионников с гордой надписью «1.000.000 km» на одометре стали отдельной страницей истории W123 и до сих пор встречаются в клубах любителей марки.
3. Универсал с гидропневматикой
Универсал W123, обозначавшийся индексом S123, стал первой серийной моделью Mercedes среднего класса, получившей гидропневматическую подвеску на задней оси. Её позаимствовали из более дорогих серий, и она оказалась крайне практичной: клиренс автомобиля оставался стабильным независимо от того, сидят ли в салоне два человека или загружен весь багажник. Особенно ценили эту систему владельцы, которые часто перевозили грузы или путешествовали с семьёй. Машина с полной загрузкой не «проседала» задом, оставалась устойчива в поворотах и не слепила встречных водителей фарами. При этом подвеска не требовала сложного обслуживания и славилась долговечностью — не так капризна, как у Citroën, с которыми её часто сравнивали.
4. Две сотни вариантов
За девять лет выпуска W123 компания Mercedes-Benz предлагала покупателям более 200 различных комбинаций двигателей, кузовов и опций. На бумаге это выглядело почти бесконечным конструктором: можно было выбрать дизель или бензин, механическую или автоматическую коробку передач, разные виды отделки, электроприводы стёкол, люк, кондиционер и даже круиз‑контроль, который в конце 1970‑х считался диковинкой. Эта политика «собери себе Mercedes по вкусу» сделала каждый W123 в чём‑то уникальным. Встречались относительно простые комплектации с тканевым салоном и механическими стёклами, а были почти роскошные версии с кондиционером, кожей, редкой отделкой деревом и литыми дисками.
5. Первая «популярная» безопасность
Ещё один факт, которым W123 обогнал своё время, — серьёзный подход к пассивной безопасности. Конструкторы Mercedes разработали для модели зоны запрограммированной деформации спереди и сзади, усилили центральные стойки крыши и усилили двери. При столкновении кузов гасил часть энергии удара, защищая пассажиров — тогда это считалось настоящим инженерным достижением. Впервые подобные технологии массово применялись не только в премиум‑классе, но и в «рабочей» машине для среднего класса. Это решение быстро оценили семьи: водители чувствовали себя в W123 увереннее, чем в большинстве конкурентов, где безопасность сводилась к прочности металла без продуманной геометрии кузова.
6. Звезда большого экрана
Строгий силуэт W123, квадратные фары и массивная решётка радиатора сделали его идеальным героем кино. В 1980‑е годы машина регулярно появлялась в европейских и американских фильмах и сериалах как образ «надёжного спутника» серьёзного человека: юриста, банкира или полицейского. Эта репутация сыграла на руку и самой модели: даже спустя десятилетия киноманы и коллекционеры охотятся за конкретными экземплярами, которые когда‑то снимались в известных лентах. Такие автомобили стоят дороже обычных — для ценителя важна не только «железо», но и история, связанная с экраном. Любопытно, что даже в современных фильмах, действие которых происходит в 1980‑х, режиссёры часто ставят в кадр именно W123: он мгновенно создаёт атмосферу эпохи и подчёркивает характер персонажа, который управляет машиной, где надёжность важнее внешнего блеска.
Mercedes-Benz W123 разошёлся по всему миру и приобрёл отличную репутацию, но в истории бренда была и настоящая экзотика. В своё время компания разработала несколько интересных машин, но о них почти никто больше не вспоминает.