В большинстве своем советские люди добирались на работу, ездили по делам, путешествовали, на общественном транспорте, поэтому о том, какие были советские автобусы помнят многие.
Рассказы тех, кто застал эпоху экономического расцвета СССР, больше напоминают ностальгические воспоминания.
Моделей автобусов было много, и все они были разные, об этом советский автопром позаботился.
По-настоящему выпуск техники начал развиваться в послевоенный период, с начала 50-х годов прошлого столетия.
О самых первых автобусах советской эпохи помнят далеко не все, но сохранившиеся экземпляры еще можно найти, хотя в основном об этом позаботились частные коллекционеры, собравшие и восстановившие технику, до заводского технического состояния.
ГЗА-651
В 1950 году Горьковский автозавод выпустил первую партию автобусов, которые собирались из основных узлов и агрегатов грузовика ГАЗ-51.
Двигатель мощностью в 70 л. с. был рассчитан на 19 сидячих пассажиров, хотя в салон свободно помещалось еще до десятка человек, которые могли ехать стоя.
После выпуска первых партий для дальнейшего выпуска были задействованы предприятие по сборке автобусов в Павлово-на-Оке и Курганский автобусный завод.
На первых автобусах с целью экономии металла для изготовления каркаса салона использовалось дерево, обшитое снаружи стальными листами.
Позже, вплоть до снятия автобуса с производства, все детали изготавливались из стали.
В 1976 году заводы перешли на выпуск других моделей, но ГЗА-651 еще долго колесил по просторам страны.
КАвЗ-685
Этот автобус, как и предыдущая модель, ГЗА-651, был с кабиной от грузовика линии ГАЗ, выпускаемый коллективом Горьковского завода.
Более мощный двигатель, позаимствованный с ГАЗ-53, объемом 4,25 л. и мощностью в 115 л. с. отличался «живучестью», поэтому автобус практически с конвейера распределялся по всем регионам страны.
Курганский завод одно из немногих предприятий, которое не обанкротилось в период развала СССР и продолжало выпуск автобусов.
Эти автобусы распределяли по заводам и предприятиям, а также организациям, которым требовался транспорт для доставки рабочих на и после работы,
Последняя модель КАвЗ-3976, на которой был установлен двигатель с ГАЗ-3307, серийно была выпущена в 2007 году. После этого завод был частично выкуплен, частично расформирован.
ПАЗ-672
Серийный выпуск «пазиков» Павловский автобусный завод начал с модели ПАЗ-652.
Первая партия была выпущена в 1958 году, после чего за весь период существования завода было выпущено более 350 экземпляров различной модификации.
Уникальность производства заключалась в том, что ПАЗ-652 и ПАЗ-672, как и грузовые автомобили выпускали с конвейера.
Эта особенность ускоряла процесс сборки, при этом качество было на высоте. В основном эти маломестные по типу салона автобуса использовались на пригородных маршрутах в городах и поселках с небольшой численностью людей.
Этот небольшой автобус мог проехать там, где городской транспорт груз или ломался, поэтому советский народ любил и уважал эту скромную комфортными условиями, но выносливую технику.
ЗИЛ-158
Построенный на Горьковском заводе в 1957 году автобус, собирали на базе грузовика для военных ЗИЛ-164.
Общая вместимость людей, количеством 60 человек, где 32 места было сидячих, было как раз то, что нужно для использования модели в качестве городского общественного транспорта.