Как советские мотоциклы покоряли бездорожье: Восхитительные истории от ЗИД до ИЖМАШ

В период существования Страны Советов, мотоциклы считались одним из основных транспортных средств, который мог себе позволить любой человек, даже при условии, что его доход был минимальный.

Как советские мотоциклы покоряли бездорожье: Восхитительные истории от ЗИД до ИЖМАШ

Техника была разной, поэтому выбрать можно было все, что подходило как по техническим характеристикам, так и по средствам.

Мотоциклы-вездеходы, на которых заводы-изготовители устанавливали широкопрофильную резину, выпускались гораздо меньшими по количеству экземпляров партиями, хотя эта техника была очень популярной.

В основном модели таких мотоциклов выпускались заводами ЗИД, ИЖМАШ, чуть позже ТМЗ.

Тем не менее, категории тружеников лесных угодий, сельские жители и любители активного вида отдыха, например, рыбаки, туристы, грибники, очень нуждались в подобной технике.

Там, где обычные мотоциклы и автомобили грузли, модели мотоциклов с использованием широкопрофильных шин проезжали практически без всяких усилий.

Мотоцикл «Тула»

Тульский мотоциклетный завод стал одним из первых советских предприятий, разработавший и серийно выпускавший модели с использованием вместо обычной резины широкопрофильные шины.

-2

Поговаривают, что тульские инженеры свой мотороллер частично скопировали с немецкой модели Goggo-Roller ТА200.

Тула Т-200 в сравнении с Goggo-Roller ТА200
Тула Т-200 в сравнении с Goggo-Roller ТА200

Тем не менее, разработка «Тула Т-200» была запущена в серийный выпуск уже в 1957 году.

По своим техническим характеристикам и мощности первый советский мотороллер уступал немецкому прототипу, но все же, он быстро набрал популярность, особенно в среде сельских жителей.

Сельские женщины и подростки обожали «Тулу» и использовали, как только хотели: ездили в магазин за продуктами, катались в соседние села на дискотеку, путешествовали.

Слабый двигатель, всего в 8 л. с. и довольно большой вес в 155 кг не позволял перевозить тяжелые по весу грузы. Для практичного советского человека эта особенность была непозволительной роскошью, что и стала причиной снижения популярности.

Уже в начале 80-х, инженеры завода вернулись к идее создания мотоцикла повышенной проходимости.

ТМЗ 5.951
ТМЗ 5.951

200 кубовый двигатель без сбоев работал на низких оборотах, что позволяло, имея определенные навыки вождения управлять мотоциклом по бездорожью, а новый тип подвески оправдывал все надежды конструкторов.

ТМЗ 5.952
ТМЗ 5.952

Единственным минусом модели считалась слабый разгон мотоцикла на шоссейном покрытии, но мотоцикл, собственно говоря, и проектировали для того, чтобы эксплуатировать ее в условиях бездорожья.

ИЖ Планета-3

Ижмашевцы не захотели разрабатывать мотоцикл-внедорожник на базе модели «ИЖ Юпитер» и причин, почему так произошло, скорее всего, несколько.

ИЖ Планета-3
ИЖ Планета-3

Решив установить на «Планете» широкопрофильную резину, которая, между прочим, в СССР не изготавливалась, конструкторы столкнулись с одной единственной проблемой, которая так и осталась не решенной.

Если для категории легких мотоциклов широкие обода годились по совместимости веса, то на «Планете» получилось так, что на испытаниях при быстрой езде модель кидало из стороны в сторону, а по песку она и вовсе грузла.

И все же, на фоне неудач и поражений, были и победы. Игорь Буланов, инженер-конструктор Ижмаша, вместе с такими же друзьями-энтузиастами, создал собственную модель мотоцикла-внедорожника ИЖ-Триал.

ИЖ-Триал
ИЖ-Триал

Инженеру пришлось начинать разработку практически с самого начала, так как ни тип рамы, ни мощность двигателя, ни подвеска с действующей модели «Планета» не годились.

-8

После сборки и испытаний образец был признан удачным, и проект можно было смело реализов

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы