Как древесный газ спасал советские дороги: невероятные истории о грузовиках на твердом топливе

Разработанный английским конструктором Томасом Паркером в 1901 году автомобиль, в котором использовался газогенераторный двигатель, нашел свое продолжение в Советском Союзе.

Как древесный газ спасал советские дороги: невероятные истории о грузовиках на твердом топливе

Идея использовать древесный газ в качестве топлива особенно пригодилась в период ВОВ.

В архивах Министерства обороны имеется множество сохранившихся доказательств, как в военное время использовались автомобили, работающие на отходах древесины.

Зис-13

Прозванный в народе ласковым именем «Захар», модель автомобиля с использованием газогенератора ЗИС-13 считается одним из первых советских грузовиков, который работал на твердом топливе.

-2

Хотя было довольно много минусов в недоработке, в целом автомобиль неплохо справлялся с возложенной на него задачей.

На момент создания автомобиля работающего на «газогене» в стране наблюдался острый дефицит нефтепродуктов.

-3

Сконструированная под руководством профессора Наумова модель грузовика не требовала для организации перевозок столь дорогостоящего продукта.

Газогенератор работал на угле и дровах, хотя в некоторых моделях на нем дополнительно были установлены баки для бензина.

ГАЗ-42

Разработка ГАЗ-42 была доверена в 1936 году КБ Горьковского автозавода, под руководством талантливого конструктора и инженера Косова.

До этого коллектив предприятия уже был известен тем, что на заводе производился выпуск модели знаменитой «полуторки» ГАЗ-АА.

-4

Никто из руководства не сомневался, что с поставленной задачей конструкторы справятся в самые короткие сроки, тем более что базовой моделью при разработке стала вся та же «полуторка».

Основные агрегаты и узлы, исключая систему подачи топлива и сам двигатель, были позаимствованы с базовой модели.

Для организации работы двигателя была разработан и установлен газогенератор Г-14, работающий за счет сгорания древесных отходов.

Первая модель газогенератора была разработана советскими конструкторами еще в 1927 году, под руководством профессора Наумова. В этом же году ее впервые испытали на автомобиле марки ЗИС.

-5

Очищенный продукт сгорания смешивался с воздухом и под воздействием вспомогательного вентилятора перенаправлялся в камеры сгорания мотора.

Автомобиль обладал грузоподъемностью в 1,5 тонны и развивал скорость до 55 км/час.

В качестве топлива можно было использовать не только дрова, но и соломенные брикеты, торф, кору и шишки деревьев.

ЗИС-150-015 АСН

Исходя из опыта использования автомобилей на твердом топливе в период войны в 1953 году советские авто-конструкторы предоставили новую модель грузовика работающего на дровяных отходах.

-6

ЗИС-150-015 АСН предназначался для эксплуатации в районах, где производились лесозаготовки. Взятую за основу кабину ЗИС-150 разделили для установки в правой ее части газогенератора.

На протяжении 1954 года собранные испытательные образцы лесовозов проходили испытания, где каждый из автомобилей должен был сделать пробег в 20000 тыс. километров.

-7

В эксперименте участвовали два опытных образца, которые посменно обслуживало несколько шоферов.

По окончанию испытаний специальная комиссия сочла грузовик пригодным для эксплуатации его в условиях лесозаготовок.

Паровой грузовик НАМИ-012

Еще одной послевоенной разработкой советских конструкторов моделей грузовиков работающих на дровах стал НАМИ-012, автомобиль, предназначавшийся для эксплуатации в условиях крайнего Севера.

-8

Главным предназначением грузовика являлось использование машины в леспромхозах и на участках лесоразработок.

Конструкторы использовали в грузовике шасси ЯАЗ-200 для обеспечения грузоподъемности в 6 т. без прицепа и 12 т. с подвесным приспособлением.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы