В Перу, в жаркой пустыне Наска, случилось настоящее научное чудо. Сначала археологи увидели на снимке лишь странные линии. Потом — фигуру с длинными руками. Потом — нож в лапе у косатки. И вдруг перед ними раскрылась история, которая тысячи лет пряталась под песком. Но разгадал её не человек. А бездушная, холодная машина.
Геоглифы Наски — гигантские рисунки в пустыне Перу, оставленные нам древними людьми. Иногда это причудливые фигуры животных и людей. Много и геометрически точных фигур. Археологи постоянно находят новые рисунки, но на это уходит много лет.
Увидеть их без аэрофотосъемки практически невозможно — настолько большинство из них крупные.
Всего было известно чуть более 400 геоглифов, которых люди старательно собирали больше сотни лет.
А недавно нейросеть нашла 303 геоглифа всего за месяц — то, на что у археологов ушёл целый век. Результаты исследования были опубликованы в статье в научном журнале PNAS.
И если вы думали, что ИИ отбирает работу только у журналистов и сценаристов — подождите, пока он начнёт раскапывать вашу дачу.
Кто эти художники Наски
Это были творческие люди.
Ведь кто ещё мог бы нацарапать в пустыне изображение косатки с ножом длиной 22 метра? Или абстрактного гуманоида, будто из научной фантастики. Или сцены с обезглавленными фигурами, словно из хоррора.
Рисунки делали между 200 и 700 годами нашей эры люди, жившие в самых негостеприимных условиях.
Представьте, что представлял собой этот ландшафт. Пустыня, где рек почти нет.
Перепады температур катастрофические: днём жара достигает 40°C, а ночью быстро становится холодно, иногда до 0°C. Вырастить здесь что-либо очень трудно. Почвы бедные — смесь каменистого грунта и песка. Как они вообще здесь выжили и создали цивилизацию — остается загадкой.
И все-таки они старались выжить. Создавали ирригационные системы, которые до сих пор работают. Это позволило хоть как то развиваться на фоне засушливой пустыни.
Для рисования люди Наска пользовались колышками и верёвками. Делали макеты, разбивали местность на квадраты и по ним переносили рисунки. А потом аккуратно снимали верхний слой почвы, обнажая светлый грунт под ним.
Климат помог. Нет дождей, нет ветра — рисунки остались почти как были две тысячи лет назад. Некоторые из них до сих пор выглядят так, будто их вырезали вчера.
Что означают линии Наска
Их значение — как бабушка с гаданием: каждый археолог говорит своё. Одни считают, что линии Наска — это гигантские молитвы о дожде. Другие — что это маршрутные дорожки между поселениями. А есть и те, кто видит в них астрономический календарь.
Версия о практическом значении линий тоже весьма сильна. Многие линии проходят в направлении древних троп и водных источников, что говорит об их использовании как ориентиров на местности.
Представьте себе пустыню без растительности и каких-либо значимых ориентиров. Заблудиться легко. Вот эти рельефные геоглифы и использовали, чтобы обозначать дороги между поселениями и тропинки к воде.
Новые открытия лишь добавили перца: бытовые сцены, странные гибридные существа, и те самые зловещие ритуалы.
Сейчас ученые склоняются к тому, что разные фигуры выполняли разные задачи.
Линейные фигуры использовались для ритуалов и коллективных шествий. А рельефные — преимущественно, маленькие, выглядящие как путеводные знаки и сцены из жизни, имели практическое значение.
Также некоторые рисунки могли служить границами, обозначавшими территории разных племен.
Как именно ИИ обнаружил рисунки
ИИ не ходил по пустыне, не копал землю и не «искал» геоглифы вручную, как археологи.
Его главная роль — анализировать огромные массивы аэрофотоснимков и спутниковых изображений с помощью сложных алгоритмов машинного обучения.
До этого ИИ обучили на десятках тысяч изображений. Учили различать, где геоглифы, а где — «просто линии». ИИ предоставлял карту вероятностей для территорий, есть ли там признаки рукотворного рисунка.
Дальше уже на эти места выезжали археологи, дополнительно изучали объекты и давали оценку реального статуса.
Люди работали примерно по той же схеме последние десятилетия. Анализировали снимки и затем выезжали на место предполагаемого рисунка. Только вот ИИ за месяцы проанализировал такой объём данных, на который у людей ушли бы десятилетия.
Нейросеть обнаружила даже те рисунки, которые укрыты песком, очень малы (9–10м) или частично разрушены. Люди на фото такие рисунки всегда пропускали. Машина видит скрытые закономерности, не ограничиваясь привычным восприятием.
Геоглифы, которые глаз не различал из-за эрозии, песка или просто масштаба, вдруг стали видны.
Особенно хорошо нейросеть справлялась с малозаметными рельефными фигурами: 9-10 метров, спрятаны у склонов, вне крупных плато. Эти крохи веками ускользали от внимания археологов, пока не появилась цифровая зрячесть.
Куда делся народ Наска
История, увы, не любит тех, кто вырубает деревья. Именно это и сделали Наска: уничтожили последние леса для ирригации, и в итоге система развалилась.
В этих местах действует странный природный феномен — Эль-Ниньо. Устойчивые ветра — пассаты, ослабевают, что наносит урон жизни океана.
Температура воды в океане резко повышается на несколько градусов. У берегов Перу, Эквадора, Чили падает количество рыбы, гибнут стаи морских птиц.
Добавьте к этому наводнения и засухи, и вы получите рецепт упадка.
Но они не исчезли. Наска влились в культуру Уари, которая потом дошла и до инков. Последние стали преемниками древней культуры Наски.
Геоглифы Наска — это не просто древние каракули. Это послания. Возможно, не нам, но уж точно миру, в котором дождь — чудо, а земля — «живая».
И, может быть, спустя тысячу лет кто-то будет изучать наши следы — и удивляться, зачем мы оставляли в пустыне битые стеклянные бутылки и надписи «здесь был Вася».