Геологическая эпопея: Как советские вездеходы изменили жизнь исследователей

Профессия геолог-разведчик у большинства людей ассоциирует с романтикой трудных, но интересных будней людей, посвятивших свою жизнь поиску полезных ископаемых.

Отчасти все так и есть, но лишь отчасти, так как работа эта требует не только высокого морального духа, но и немалых физических усилий.

Геологическая эпопея: Как советские вездеходы изменили жизнь исследователей

Геологам часто приходиться работать в условиях отсутствия цивилизации, поэтому без технической поддержки это сложно, а порой и невозможно.

Правительство Советского Союза, понимая, что людям тяжело работать без вспомогательной техники, дало задание обеспечить геолого-разведывательные партии всем необходимым, включая машины и другие типы механизмов.

Проекты, созданные инженерами, не все оказались удачными, но, как говориться, на ошибках учатся.

ЛуАЗ-1901 «Геолог»

Полное название марки вездехода ЛуАЗ-1901 «Геолог» дали позже, после того как проект был полностью готов.

Причиной, почему так произошло, являлось то, что первично заказ на создание легкого маневренного вездехода поступил от военной структуры.

-2

Военным ведомствам требовалась легкая модель грузового автомобиля, способная двигаться по бездорожью и перевозить небольшой груз.

Обязательным условием являлось максимальная маневренность и способность выполнять боевые задачи даже в случае, если машина получала легкие механические повреждения от осколков.

Наличие шести колес, небольшой, но мощный и «живучий» двигатель с воздушным охлаждением разгонял вездеход по хорошей дороге до 60 км/ч.

В условиях горной и болотистой местности машина легко вскарабкивалась на возвышения с 600-ой крутизной, стабильно двигался со скоростью в 10 км/ч.

Моделью, послужившей основой к разработке, стал ЛуАЗ-967, предназначавшийся для подвоза военного снаряжения и эвакуации раненых.

ЛуАЗ-967

Прототип «Геолог» был легче, не более 2 т. и с меньшей грузоподъемностью, всего 0,66 т. и вполне подходил по своим техническим характеристикам.

Вездеход обладал плавучестью и мог преодолевать водные преграды со скоростью до 5 км/ч, что тоже вполне устраивал геологов.

Пройдя ряд испытаний, в котором участвовала вся собранная партия, коллектив завода приготовился к сборке первой партии автомобилей.

-4

К сожалению, было выпущено всего 8 экземпляров и на этом все закончилось. Скорее всего, причиной стало отсутствие финансирования для постройки новых заводских линий и закупки оборудования.

Те машины, которые эксплуатировались геологами, были незаменимы для прохождения сложных участков бездорожья.

-5

Маленький, невзрачный автомобиль прекрасно зарекомендовал себя в процессе эксплуатации как транспорт, и геологи неоднократно посылали запрос на изготовление новых машин.

Одна из моделей чудом сохранилась и была реставрирована частными коллекционерами советской техники.

АТ-Т

Модель тягача с танковым двигателем, созданная Харьковскими работниками танкового завода в период Великой Отечественной войны, предназначался для передислокации артиллерийских орудий.

-6

Тягач на гусеничном ходу был рассчитан на буксировку 35 тонных грузов и доставку личного состава орудия в количестве 20 человек.

Оставшиеся после войны экземпляры были переданы геолого-разведывательным управлениям для перевозки локаторов и других грузов в районах крайнего Севера.

-7

Чуть позже эта модель была взята в качестве образца при создании знаменитого всему миру тягача «Харьковчанка», который вошел в список техники для исследования Антарктиды.

Про вездеход для Антарктиды было рассказано по приведенной ссылке выше.

-8

АТ-Т был признан одним из лучших вездеходов в мире, хотя настоящий победу харьковские инженеры праздновали после того, как все машины, вошедшие в список экспедиции по Южному полюсу, добрались до места стоянки американских геологов-разведчиков.

Единственная модифицированная модель серии КрАЗ-255Б

КрАЗ-255Б, больше известный в народе как «Лаптежник» из-за своеобразного формата протекторов колес, мог развивать на участках бездорожья скорость до 30 км/ч.

На ровном участке дорог с более-менее качественным покрытием скорость увеличивалась вдвое.

Для вездехода с такой грузоподъемн

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы