Профессия геолог-разведчик у большинства людей ассоциирует с романтикой трудных, но интересных будней людей, посвятивших свою жизнь поиску полезных ископаемых.
Отчасти все так и есть, но лишь отчасти, так как работа эта требует не только высокого морального духа, но и немалых физических усилий.
Геологам часто приходиться работать в условиях отсутствия цивилизации, поэтому без технической поддержки это сложно, а порой и невозможно.
Правительство Советского Союза, понимая, что людям тяжело работать без вспомогательной техники, дало задание обеспечить геолого-разведывательные партии всем необходимым, включая машины и другие типы механизмов.
Проекты, созданные инженерами, не все оказались удачными, но, как говориться, на ошибках учатся.
ЛуАЗ-1901 «Геолог»
Полное название марки вездехода ЛуАЗ-1901 «Геолог» дали позже, после того как проект был полностью готов.
Причиной, почему так произошло, являлось то, что первично заказ на создание легкого маневренного вездехода поступил от военной структуры.
Военным ведомствам требовалась легкая модель грузового автомобиля, способная двигаться по бездорожью и перевозить небольшой груз.
Обязательным условием являлось максимальная маневренность и способность выполнять боевые задачи даже в случае, если машина получала легкие механические повреждения от осколков.
Наличие шести колес, небольшой, но мощный и «живучий» двигатель с воздушным охлаждением разгонял вездеход по хорошей дороге до 60 км/ч.
В условиях горной и болотистой местности машина легко вскарабкивалась на возвышения с 600-ой крутизной, стабильно двигался со скоростью в 10 км/ч.
Моделью, послужившей основой к разработке, стал ЛуАЗ-967, предназначавшийся для подвоза военного снаряжения и эвакуации раненых.
Прототип «Геолог» был легче, не более 2 т. и с меньшей грузоподъемностью, всего 0,66 т. и вполне подходил по своим техническим характеристикам.
Вездеход обладал плавучестью и мог преодолевать водные преграды со скоростью до 5 км/ч, что тоже вполне устраивал геологов.
Пройдя ряд испытаний, в котором участвовала вся собранная партия, коллектив завода приготовился к сборке первой партии автомобилей.
К сожалению, было выпущено всего 8 экземпляров и на этом все закончилось. Скорее всего, причиной стало отсутствие финансирования для постройки новых заводских линий и закупки оборудования.
Те машины, которые эксплуатировались геологами, были незаменимы для прохождения сложных участков бездорожья.
Маленький, невзрачный автомобиль прекрасно зарекомендовал себя в процессе эксплуатации как транспорт, и геологи неоднократно посылали запрос на изготовление новых машин.
Одна из моделей чудом сохранилась и была реставрирована частными коллекционерами советской техники.
АТ-Т
Модель тягача с танковым двигателем, созданная Харьковскими работниками танкового завода в период Великой Отечественной войны, предназначался для передислокации артиллерийских орудий.
Тягач на гусеничном ходу был рассчитан на буксировку 35 тонных грузов и доставку личного состава орудия в количестве 20 человек.
Оставшиеся после войны экземпляры были переданы геолого-разведывательным управлениям для перевозки локаторов и других грузов в районах крайнего Севера.
Чуть позже эта модель была взята в качестве образца при создании знаменитого всему миру тягача «Харьковчанка», который вошел в список техники для исследования Антарктиды.
Про вездеход для Антарктиды было рассказано по приведенной ссылке выше.
АТ-Т был признан одним из лучших вездеходов в мире, хотя настоящий победу харьковские инженеры праздновали после того, как все машины, вошедшие в список экспедиции по Южному полюсу, добрались до места стоянки американских геологов-разведчиков.
Единственная модифицированная модель серии КрАЗ-255Б
КрАЗ-255Б, больше известный в народе как «Лаптежник» из-за своеобразного формата протекторов колес, мог развивать на участках бездорожья скорость до 30 км/ч.
На ровном участке дорог с более-менее качественным покрытием скорость увеличивалась вдвое.
Для вездехода с такой грузоподъемн