К осени 1944 года даже самые большие оптимисты в командном составе японской армии не могли не видеть, что война проиграна. Превосходство США на море было столь велико, что фактически японцы должны были изобрести нечто из ряда вон выходящее, чтобы спасти империю от разгрома.
И это из ряда вон выходящее было изобретено, хотя это и не было технической новинкой (на которые в то время уповал Третий Рейх). Японцы попытались противопоставить американской технике самурайский дух и стремление к самопожертвованию во имя священной особы императора.
Единственный способ победить США
В это время первым воздушным флотом Японии командовал вице-адмирал Такидзиро Ониси. Подчиненная ему воинская единица имела задачей оборонять Филиппинские острова. Но в составе первого воздушного флота к тому моменту оставался только 41 самолет, так что задача представлялась заведомо невыполнимой из-за подавляющего превосходства американской авиации.Однако Такидзиро Ониси был настоящим самураем, он искал варианты для спасения Японии. И вот на брифинге 19 октября 1944 года вице-адмирал заявил, что единственным вариантом борьбы с американцами он видит в том, чтобы таранить американские авианосцы самолетами «зеро», вооруженными 250-килограммовой бомбой. Назавтра первый отряд летчиков-камикадзе был набран, а уже на следующий день была проведена атака крейсера «Австралия», который оказался поврежден. 30 человек его экипажа, включая командира, погибли.А уже 25 октября в заливе Лейте состоялось первое массированное применение летчиков-камикадзе. В результате атаки ценой потери 17 самолетов с летчиками был потоплен 1 авианосец и еще 6 повреждены. Это был успех, и программа камикадзе получила в Японии зеленый свет. Летчики-самоубийцы реально представляли серьезную угрозу американскому флоту.Однако самолет «Зеро» был машиной довольно дорогостоящей. Для тарана корабля такие самолеты являлись излишней роскошью, да и летчики на них были обучены весьма поверхностно, им не требовались сложные машины. Ну и самолетов в империи стало банально не хватать. Эти факторы привели к тому, что в Японии решили разработать специальный самолет для летчиков-камикадзе, который должен был оказаться предельно простой и дешевой машиной.
Разработка «Супероружия»
И в начале 1945 года был разработан специальный самолет для летчиков-камикадзе Накадзима Ки-115 «Цуруги». Цуруги это название одного из вариантов меча самураев прямой формы. Сам самолет точно был верхом торжества японской военно-конструкторской мысли.
Заказ от военного ведомства на постройку специализированного самолета для камикадзе поступил в фирму Накадзима 20 января 1945 года. Требования военных были следующие – максимальная простота и дешевизна в постройке и эксплуатации, возможность управления даже летчиками-новобранцами, максимальная скорость 515 км/ч, способность нести среднюю бомбу. Наличие пулеметного или пушечного вооружения военных не интересовало.
Разработка длилась до марта 1945 года. В результате новый самолет был создан с кучей недоработок и оказался сложен в управлении на земле. По плану летчиками-камикадзе должны были стать неопытные пилоты, и сложность в управлении техникой перед взлетом была крайне нежелательной. Конечно, самолет был рассчитан на один боевой вылет, но ведь до атаки американского корабля аэроплан банально должен был взлететь, а не разбиться на взлетной полосе. По итогам испытаний Накадзима Ки-115 «Цуруги» был отправлен на доработку. Наконец в июне он пошел в серийное производство.
Что получилось в итоге?
Основой самолета для камикадзе являлся сваренный из стальных труб каркас, крылья и фюзеляж были сварены из дюралюминия и стали, для капота использовали листовую жесть. Особенно оригинальной оказалась хвостовая часть, каркас ее был выполнен из древесины, которую обтягивали полотном. Двигатель устанавливался 14-цилиндровый мощностью 1150 лошадиных сил.
Как-то герметизировать или просто закрывать кабину пилота было сочтено излишним, она осталась открытого типа, причем в ней имелись только необходимые для взлета приборы, радиостанция отсутствовала. Еще оригинальней оказалось шасси. Передняя его часть должна была использоваться лишь раз, поэтому после взлета она отваливалась.
Что же касается хвостового колеса, оно было сочтено излишним. В качестве вооружения имелась лишь авиабомба до 800 кг, которая крепилась под фюзеляжем. Зато на ветровом стекле имелся прицел для облегчения попадания.
К началу лета Япония имела проблемы практически со всеми материалами, да еще и с их доставкой были проблемы. Так что сделать удалось в итоге всего 104 штуки. Но война к этому моменту стремительно шла к своему печальному для Японии завершению, и применить Накадзима Ки-115 «Цуруги» в боевых условиях Стране Восходящего Солнца так и не пришлось.