Что делал Церетели в Абхазии? Самые красивые остановки СССР

В середине мая я впервые оказалась в Абхазии. После поездки написала несколько текстов — делилась впечатлениями от этой страны, этого странного и непризнанного осколка СССР.

И, ах, какие начались словесные баталии. Если бы с тем же жаром, с каким обсуждаются в интернете недостатки Абхазии, люди взялись за благоустройство собственных городов, глядишь, и жить стало бы приятнее.

Остановка в Абхазии. Фото автора

Мне же Абхазия понравилась. Наверное, потому что я ехала туда не за морем. И даже не за природой, хотя она, конечно, прекрасна.

Но больше всего меня влекло другое: заброшенные здания (да, я считаю их полноценными достопримечательностями), архитектура позднего СССР, советское культурное наследие, которого здесь невероятно много.

Советская мозаика в Сухуме. Фото автора

И одна из причин, по которой мне хотелось посетить Абхазию — увидеть своими глазами невероятные мозаичные остановки Зураба Церетели — скульптора, работы которого вызывают не меньший градус споров, чем сама Абхазия.

Но, знаете, эти авангардные работы — совсем не тот гигантский пафос, который мы привыкли видеть от него в последние годы. Абхазские остановки — другое измерение.

Остановка "Волна". Фото автора

Вообще, в советское время автобусные остановки иногда превращались в настоящие арт-объекты. Это была такая маленькая лазейка для художников — выразить себя, где разрешали. По бывшему СССР таких остановок осталось немало, и они часто удивляют своей формой, цветом, фантазией. Кстати, канадский фотограф Кристофер Хервиг даже выпустил фотокнигу «Советские автобусные остановки», которая стала бестселлером.

Но Церетели сделал что-то совсем особенное. Что-то, чего не было больше нигде.

Остановка "Морской гребешок". Фото автора

В 1960-х Церетели оказался в Пицунде в рамках госпрограммы по благоустройству курорта. Архитекторы во главе с Михаилом Посохиным построили здесь корпуса — современные, рациональные. И поняли: получилось слишком уныло. Тогда решили подключить художников. В том числе, молодого, дерзкого и талантливого Церетели.

Он оформлял площадки для отдыха, создавал мозаики, работал с пространством. Причем работал не просто как художник, а как человек, который чувствует архитектуру.

Пицунда. Фото автора

Мозаика для него стала способом говорить. Он не просто украшал, а создавал отдельный мир. И делал это щедро, с фантазией, колоритом.

Часто пишут, что абхазские остановки — это его дипломная работа. Но это не так. Диплом у Церетели был совсем другой — картина «Портрет спортсмена».

Остановка «Морские обитатели». Фото автора

К моменту создания остановок в Абхазии он уже окончил академию художеств, успел съездить во Францию, увидеть работы Шагала и Пикассо — и вернуться оттуда с мыслью, что границ в искусстве не существует.

Французские впечатления преобразовались у Церетели в фантастические по по форме, и по отделке остановки.

Остановка "Петушок". Фото автора

Это не просто павильоны. Это искусство. Каждая остановка — со своей формой, характером, настроением. Они вырастают у дороги, как сказочные существа.

Вот какие остановки я увидела:

«Красноротая лягушка» (выезд из Сухума). Кстати, кто-нибудь реально видит тут лягушку? Я — нет 😆

Остановка "Красноротая лягушка". Фото автора

«Морской гребешок» (Новый Афон)

«Рыбка» (Пицунда)

Остановка "Рыбка". Фото автора

«Летающая тарелка» (Пицунда)

«Петушок» ( Пицунда)

Остановка "Летающая тарелка". Фото автора

«Морские обитатели» (Пицунда)

«Дельфин» (Гагра)

«Волна» (выезд из Гагры).

Остановка "Дельфин". Фото автора

Изначально остановок было девять. Говорят, одна, «Осьминог», разрушена. Очень жаль.

Все остановки выглядят очень современно. И они живые. Не в смысле состояния (хотя некоторые сохранились относительно хорошо), а в смысле энергии. Их хочется разглядывать.

Как вам такие арт-объекты на обочине дороги?

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы