Приветствую всех читателей моего канала. Сегодня я снова возвращаюсь к теме Калининграда: в прошлый раз я рассказывал вам о плюсах и минусах Калининграда. Сегодня же я хотел бы рассказать вам о самых интересных аспектах города — о том, что я бы советовал посетить и увидеть каждому гостю Калининграда, чтобы его поездка в этот город была максимально приятной и интересной!
Что я советую сделать в Калининграде
Я отобрал шесть советов для тех, кто планирует поехать в Калининград. В них я поместил шесть, на мой взгляд, самых главных аспектов Калининграда с точки зрения туриста.
Разумеется, эти советы сугубо субъективны — я составил их сам на основе своего путешествия в Калининград. Но я хотел бы искренно поделиться ими с вами, потому что, на мой взгляд, следование моим рекомендациям позволит вам не пропустить ничего интересного, а, может быть, и влюбиться в этот город!
1. Уделить внимание довоенной архитектуре, посетив наиболее сохранившийся район Амалиенау
В качестве первого же пункта я выделил посещения района, который стал для меня любимым в городе, и который я готов советовать всем и каждому. Этот район придётся по душе и любителям архитектуры, и людям, которые хотели бы прогуляться по тихим и спокойным улочкам с обилием зелени — всё это есть в Амалиенау!
Изначально Амалиенау представлял собой окрестную деревушку, однако в 1898 году эта местность официально вошла в состав Кёнигсберга: сначала частично, а в 1905 году — в своих современных границах.
Тогда же, в 1898 году, архитекторы Фридрих Хайтманн и Йозеф Кречманн основали собственную компанию, занимавшуюся вопросами строительства и недвижимости. И в скором времени главной задачей общества стала планировка, строительство и обустройство нового района Амалиенау, который архитекторы планировали возвести по чёткому генеральному плану, превратив тем самым район в своего рода утопию. И, надо сказать, у них это получилось — в скором Амалиенау действительно стал образцовым районом, построенным по всем канонам и идеалам архитектуры начала 20 века!
Отличительной особенностью района были малоэтажность (большая часть домов здесь — двухэтажные виллы), обильное озеленение (вспоминаем о популярной в те годы концепции идеального «города-сада») и оригинальная планировка улиц и площадей — с геометрически чёткой сеткой улиц и идеальным соблюдением пропорций.
Для тех времён подобный проект был новаторским: в 19 веке в Германии, и в частности в Восточной Пруссии, архитекторы не работали в масштабах целых кварталов: тогда ещё не было распространено такое массовое строительство, при котором архитектор планировал не один-два дома, а целый жилой район!
Реализация проекта растянулась на два десятилетия, а потому мы с вами можем наблюдать эволюцию немецкой архитектуры: от фахверковых вилл и югендстиля (немецкий модерн) до более позднего модернизма 1920-х годов, немного напоминающего советский конструктивизм (те же жилмассивы, но с большим вниманием к эстетике фасадов).
Амалиенау очень повезло: район почти не пострадал в ходе британской бомбардировки Кёнигсберга 1944 года, да и боевые действия апреля 1945 года тоже не нанесли району серьёзных повреждений. Таким образом, Амалиенау сохранился почти в первозданном виде, так что именно в этом районе вы можете найти дух и эстетику того самого Кёнигсберга!
Именно поэтому по Амалиенау просто приятно гулять: маленькие уютные улочки с обилием зелени, красивая и интересная архитектура, а главное — спокойствие. Амалиенау, в каком-то смысле, является филиалом маленьких курортных городов Калининградской области, которые так любят туристы, но с одним большим плюсом — в шаговой доступности центр города Калининград, в котором кипит жизнь!
Апогеем спокойствия и умиротворения Амалиенау служит пруд Поплавок, который изначально назывался Цвиллингтайх, что переводится с немецкого как «пруд близнецов». Такое название пруд получил за счёт своей формы: он разделён на две практически равные части островком. Прекрасное место для отдыха!
Попасть в Амалиенау можно разными способами: на машине от центра города сюда ехать буквально 15 минут. Но лично я добирался до этого района на трамвае: в Калининграде есть всего два трамвайных маршрута, и, фактически, они оба ведут в Амалиенау.
А благодаря хорошо обустроенной инфраструктуре, путь на любом из видов транспорта (даже на самокате или велосипеде) будет комфортным!
2. Осмотреть сохранившиеся укрепления — городские ворота
Калининград является одним из немногих старинных городов Европы, в котором сохранилось так много городских укреплений. Речь идёт о городских воротах, через которые в старые времена были организованы въезды в город: вокруг города тогда проходили крепостные стены и валы, попасть через которые внутрь Кёнигсберга можно было только через ворота.
Изначально ворот было 11, однако до наших дней их сохранилось лишь 7. Кроме того, в наши дни только одни ворота используются по первоначальному назначению — через Бранденбургские ворота проходит автомобильная дорога, и даже проложены трамвайные рельсы (правда трамвай по ним давно уже не ходит — они оставлены здесь скорее как декорация).
Как и остальные городские ворота Кёнигсберга, Бранденбургские ворота в их современном виде были построены во второй половине 19 века — именно тогда производилась глобальная реконструкция городских укреплений, и всем воротам придавали парадный облик. Именно поэтому городские ворота Кёнигсберга так красивы: их внешнему виду уделялось особое внимание. Это и не удивительно, ведь ворота — это первое, что видит путник при въезде в город. А оценивают, как известно, «по одёжке»!
Свою актуальность городские ворота потеряли ещё в начале 20 века: военная наука прогрессировала, и подобные укрепления были признаны излишними и не особо эффективными (что, впрочем, не смутило немцев в 1945 году, когда они использовали старинные укрепления при обороне Кёнигсберга). Часть укреплений снесли: пострадало несколько ворот, а также целая крепость.
Крепость Фридрихсбург была построена в 1657 году: она играла роль главного фортификационного сооружения на реке Преголя. В 1697 году в крепости побывал Пётр I (в ходе «Великого посольства») — считается, что именно она вдохновила его на строительство фортов в Кронштадте.
В 19 веке крепость реконструировали, пристроив к ней прекрасные по своей архитектуре въездные ворота. Иронично, что в итоге единственным сохранившимся элементом крепости стали именно эти ворота — фактически, новострой (на контрасте с крепостью).
Сама же крепость была разобрана в начале 20 века по довольно прозаичной причине: она мешала строительству железной дороги, да и к тому же само её существование казалось тогдашним властям Кёнигсберга нецелесообразным. Так город лишился одной из старейших своих построек — и виною тому были не война и разрушения.
В наши дни можно полюбоваться Фридрихсбургскими воротами вблизи, а также удивиться предприимчивости музея мирового океана — на данный момент именно ему принадлежат ворота, а потому и вход на территорию ворот платный (хотя экспозиции как таковой на территории «музея» нет — разве что информационные таблички, посвящённые Великому посольству Петра). Казалось бы, сумма небольшая, но невольно проводишь аналогию со сбором денег на Провал в романе «12 стульев».
Благо к остальным городским воротам Кёнигсберга доступ свободный, и любоваться ими вы можете сколько вашей душе угодно!
Пожалуй, самыми красивыми воротами можно назвать Королевские ворота, получившие своё название не из-за своей красоты (что было бы логично), а по названию улицы, на которой они располагаются — ранее она именовалась Кёнигштрассе.
В 1850 году был построен современный вариант ворот. Внешне ворота стилизованы под старинные фортификационные укрепления в стиле неоготики. Особенно примечательна скульптурная группа на главном фасаде — на ней изображены три ключевые исторические личности Кёнигсберга: Отакар II (основатель города) и Альбрехт I (основатель герцогства Пруссия) по бокам, а в центре помещён Фридрих I — первый король Пруссии.
Немалый интерес представляют Фридландские ворота, названные так по городу Фридланд (ныне Правдинск), дорога до которого проходила через эти ворота. Фридландские ворота являются самыми молодыми их сохранившихся городских ворот Калининграда — они были построены в 1862 году.
Фридландские ворота — памятник архитектуры неоготики, причём один из самых явных среди всех городских ворот Калининграда: здесь и проезды, выполненные в виде стрельчатых арок, и пинакли, среди которых особенно примечателен центральный, в основании которого помещена скульптура магистра Зигфрида фон Фейхтвангена, при котором Тевтонский орден переместился в Восточную Пруссию.
Также хотелось бы отметить необычные Закхаймские ворота — они обладают уникальной формой: в воротах есть лишь один арочный проезд, а сами они вытянуты в длину, за счёт чего ранее попадавшие в город путники должны были пройти через длинный закрытый коридор внутри ворот.
В наши дни этот некогда коридор приспособили под современные нужды: внутри Закхаймских ворот находится прекрасная кофейня и выставочное пространство. Отличный пример удачного использования памятника архитектуры в новых целях — и с уважением к старине!
Помимо городских ворот, в Калининграде также сохранилось две башни-форта: если ворота обеспечивали безопасность въездов в город по дорогам, то башни защищали город с воды — они обеспечивали безопасность Кёнигсберга со стороны Верхнего пруда. Оба укрепления выполнены в виде цилиндрических башен-фортов, напоминающих фортификационные сооружения времён средневековья.
Первая башня именуется башней Врангеля в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Генриха Врангеля — главнокомандующего прусской армией на момент строительства новых фортификационных сооружений Кёнигсберга.
Вторая башня называется башней Дона в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона-Шлобиттена. Примечательна эта башня тем, что именно над ней было поднято знамя Победы, ознаменовавшее полное освобождение Кёнигсберга от фашистов! Другими словами, башня Дона была последним оплотом обороны немцев во всём городе — это ярко свидетельствует о том, что укрепления Кёнигсберга 19 века были вполне актуальны и во время Второй Мировой войны.
Таким образом, городские укрепления Кёнигсберга — это не только архитектура, но ещё и история.
3. Найти всех хомлинов
Одна из главных фишек Калининграда — это миниатюрные городские скульптуры, изображающие выдуманных персонажей Хомлинов — уникального калининградского аналога домовых.
Фигурки хомлинов начали появляться в Калининграде благодаря Наталье Шевченко в 2018 году — именно ей принадлежит идея хомлинов, и по её инициативе фигурки, нарисованные её и исполненные в виде скульптур Андреем Следковым, стали появляться в разных частях города. Всего хомлинов В Калининграде 7 штук, и все они находятся в разных районах — у основных достопримечательностей города.
Первым хомлином Калининграда был дедушка Карл: он расположился на периле Медового моста, связывающего Рыбную деревню с островом Канта. Самый старший член семьи хомлинов расположился близ самого старого здания в городе — Кёнигсбергского собора.
Первый хомлин был установлен в июне 2018 года, а уже в сентябре этого же года в Калининграде был обнаружен второй хомлин — им стала бабушка Марта. Её установили на бойнице крепостной стены башни Дона.
Третьим хомлином стал внучек Витёк — он появился на набережной у музея Мирового океана в июле 2019 года. Его образ идеально дополнен фоном: позади хомлина располагается научно-исследовательское судно «Витязь». При этом сам Витёк тоже помещён в кораблик, но более подходящий под его размеры — в бумажный!
Очень милый образ, идеально вписанный в окружение: этакий хомлин-путешественник, причаливший поблизости с другим исследовательским кораблём.
Ещё через год, в июне 2020 года, у главного входа в зоопарк был установлен четвёртый хомлин — малышка Уля, родная сестра хомлина Вити. Её образ отсылает нас к Калининградскому зоопарку — Уля изображена верхом на улитке!
Уля стала одним из моих любимых хомлинов — уж очень у неё запоминающийся образ: мало того, что верхом на улитке, так ещё и успевает кривляться!
Через месяц, в июле 2020 года, на перилах эстакадного моста был обнаружен хомлин-папа, которого позднее прозвали Лео. Расположился он прямо у Калининградского музея изобразительных искусств. Вероятно, именно поэтому Карл изображён таким романтиком-мечтателем!
Последние два хомлина были установлены одновременно — в июле 2021 года. Это были хомлин-мама, получившая имя Варя, и третий малыш-хомлин по имени Антон — такой же весёлый и беззаботный, как его брат и сестра!
Хомлин Варя расположен на крепостной стене башни Врангеля. Она примечательна тем, что шлёт воздушные поцелуи всем, кто пришёл на неё посмотреть.
Ну а хомлин Антон — настоящее олицетворение беззаботности! Он буквально улёгся посреди улицы в историческом районе Амалиенау, и с умиротворённым лицом рассматривает проплывающие по небу облака. Остаётся ему только позавидовать!
По итогу, собрав всех хомлинов, вы посетите основные достопримечательности Кёнигсберга — подобный подход очень хорошо мотивирует гостей города к внимательному его изучению. Могу подтвердить это своим опытом: если бы я не загорелся идеей увидеть всех хомлинов, то я бы так и не побывал в районе музея Мирового Океана или у башни Врангеля — оба объекта не входили в мои планы, однако благодаря хомлинам я всё-таки их посетил.
Ну и надо признать, что эти милые фигуры поднимают настроение: мне всегда приятно вспоминать о них как об одном из символов Калининграда!
4. Посетить музеи Калининграда
Музеи — обязательный пункт в планах любого туриста. И Калининград в этом плане не станет исключением — в городе больше десятка полноценных музеев (не берём в расчёт «музеи», которые по факту являются сувенирными лавками).
В Калининграде есть как вполне ожидаемые от любого города России музеи — например историко-художественный, он же краеведческий (хотя в Калининграде он очень интересный — в особенности экспозиция, посвящённая Кёнигсбергу в годы Великой Отечественной войны, представленная прекрасной диорамой, а также несколькими уникальными экспонатами), так и уникальные музеи, посвящённые местным промыслам — например, музей янтаря.
Также в Калининграде есть интересные интерактивные музеи, самым известным из которых служит музей Мирового океана. В дополнение к этому в последние несколько лет в Калининграде появилось несколько новых музеев, среди которых я бы хотел особенно выделить филиал Третьяковской галереи: один из трёх филиалов Третьяковки, расположенных вне Москвы — два других находятся в Самаре и Владивостоке.
Так что музеи Калининграда могут порадовать абсолютно любого — учитывая такой большой спектр их тематик! Лично меня больше всего заинтересовала военная история города (эту тему я ещё подниму в отдельной статье в ближайшее время) — поэтому я посетил сразу три музея на эту тему: форт №5, бункер коменданта Кёнигсберга Отто Ляша и историко-художественный музей. И все они показались мне очень интересными! Могу рекомендовать их вам!
5. Посетить Рыбную деревню и остров Канта
У Калининграда трудно выделить центр. Если мы говорим об административном центре, то он находится на северо-западе города (и о нём я расскажу в следующем пункте), если же речь идёт об историческом центре, то тут можно говорить сразу о нескольких районах города. Но всё же сердцем города на данный момент считается остров Канта — до войны его узкие средневековые улочки были плотно застроены домами. Однако после войны на острове сохранилось лишь одно здание — Кёнигсбергский собор, тогда как весь остальной район решили не восстанавливать, создав на его месте городской парк.
Разумеется, это место — обязательно для посещения любого туриста, приехавшего в Калининград. Впрочем, мало кто его пропускает — об острове Канта знают все, как и о расположенной по-соседству Рыбной деревне: современном районе, созданном в 2000-х годах в ретроспективном стиле, отсылающем нас к старой архитектуре Кёнигсберга.
На мой взгляд, остров Канта и Рыбная деревня — главное место притяжения в Калининграде. Прекрасно благоустроенная набережная, с которой вы попадаете на остров Канта — одно из лучших мест в городе для прогулок, соревноваться с которым могут разве что Амалиенау да Верхний и Нижний пруды!
Конечно, архитектура Рыбной деревни нравится не всем, однако смысл её посещения заключается не в этом — данный район просто очень комфортен для туристов, здесь можно сытно и вкусно поесть, можно покататься на кораблике (у Рыбной деревни находятся туристические причалы), а можно просто сесть и отдохнуть, любуясь видом на реку Старую Преголю. Ну а после этого продолжить свой путь, перейдя через Медовый мост на остров Канта.
В наши дни остров Канта представляет собой крупный парк с единственной сохранившейся на острове постройкой — прекрасным средневековым Кёнигсбергским собором.
Здание было построено в 1380 году, а его строительство продолжалось почти пятьдесят лет! Кёнигсбергский собор — выдающийся памятник истинной средневековой готики, примеров которой в России практически нет (готические постройки встречаются у нас лишь в Калининградской области и в городе Выборг).
Прекрасная архитектура собора сделала его не просто узнаваемым — в наши дни собор считается главным символом всего региона!
Кроме того, у стен собора располагается ещё одна знаковая для Калининграда достопримечательность — могила знаменитого философа-мыслителя Иммануила Канта. Связано это с тем, что ранее на острове располагался Кёнигсбергский университет, выпускником и преподавателем которого был Имманиуил Кант. Именно поэтому его и похоронили в профессорской усыпальнице — прямо у стен собора. Современный облик усыпальница получила после перестройки в 1924 году — отсюда и столь современный облик постройки.
Могила Канта привлекает к себе толпы туристов, а из самого Канта в городе сделали настоящий бренд. Это забавно, учитывая, что большая часть туристов не знают о Канте ничего — кроме того, что он был философом. Ну что ж, таков современный туристический маркетинг — и ничего тут не поделаешь.
Ну а насладившись красотами собора, вы можете прогуляться по самому острову: на месте некогда оживлённого центра Кёнигсберга в наши дни царит тишина и спокойствие. Разве что только на центральной аллее часто проводят разного рода ярмарки, что делает данное место ещё более привлекательным с точки зрения туризма!
6. Погулять по нетуристическим улицам Калининграда, расположенным в центре города: проспект Мира, улица Черняховскго, северная часть Ленинского проспекта
В качестве финального пункта хотелось бы выделить что-то небанальное, необычное. Ведь ранее мы с вами посмотрели на, скажем так, туристический Калининград. Но неплохо было бы побывать и в нетуристических районах, дабы сформировать объективный взгляд на Калининград.
В советское время административный центр города вынесли за пределы его исторического ядра на север — типичная для тех лет практика. И так уж получилось, что спустя годы исторический и административный центры отдалились друг от друга настолько, что многие туристы упускают последний из виду. И очень зря — ведь в «новом центре» Калининграда в советское время строились основные гражданские постройки — театры, университеты и т.д.
А в наше время этот район продолжают застраивать и облагораживать, благодаря чему эти места становятся местами притяжения для местных жителей, однако туристы все ещё обходят их стороной.
В первую очередь я советовал бы посетить проспект Мира: он берёт своё начало у Северного вокзала, от которого уходит на запад — в сторону зоопарка, Калининградского ЦПКиО и уже упомянутого мною ранее района Амалиенау.
От вокзала на восток уходит другая примечательная улица, названная в честь героя Великой Отечественной войны и одного из талантливейших полководцев тех лет — Ивана Даниловича Черняховского. На этой улице находятся главные торговые центры города, а сама улица проходит по дамбе, разделяющей Верхний и Нижний пруды — именно поэтому с неё открываются прекрасные виды!
В этом же квартале находится и, пожалуй, главная магистраль Калининграда — Ленинский проспект, соединяющий южную и северную части города, и идущий от Южного вокзала до Северного.
На Ленинском проспекте я бы советовал уделить внимание его северному отрезку, идущему от городской администрации до Центральной площади Калининграда: именно здесь вы можете обнаружить примеры уникальной для нашей страны реновации, в ходе которой советские панельки кардинально реконструируются (прошу заметить — не сносятся!), а их фасады приобретают облик старинных прусских домов!
Ленинский проспект стоит посетить хотя бы ради того, чтобы понять — как можно действительно удачно реновировать советскую панельную застройку, сделав улицу в разы красивее!
Заключение
На этом я завершаю свой сегодняшний рассказ. Очень надеюсь, что мой рассказ будет вам полезен! Буду рад, если вы раскроете для себя Калининград с новой стороны, потому что в последнее время я слышал много критики этого города, и даже фразы по типу «Калининград неинтересен, не тратьте на него своё время, а едьте сразу в маленькие города области». Я с этим мнением в корне не согласен, и моя сегодняшняя статья — своеобразный способ доказать, что Калининград очень интересен и заслуживает вашего внимания!