Не успели отгреметь салюты в честь победы советского народа над фашистской Германией, как инженеры-конструкторы принялись работать над проектами создания техники способной работать в условиях Арктического климата.
Трактора и автомобили, которые до этого были созданы, для эксплуатации в сверхнизких температурах, явно не годились.
Во-первых, они были слишком тихоходными, а во-вторых, требовалось перемещать грузы на довольно значительные расстояния, что было для подобной техники большой проблемой.
С-80
Эта модель стала первой послевоенной модификацией трактора, Caterpillar D7ruen, который был передан во время войны союзниками в помощь Советскому Союзу.
С-80 решили включить в состав техники, которая предназначалась для освоения арктических территорий.
Уже во время выгрузки одна из машин провалилась под лед. Причиной аварии стали вес машины и узкая ширина гусеничных траков. Из-за других проблем, которые усложняли работы, было принято решение модифицировать модель.
Новые С-100А, которые специально конструировались для изучения Арктики, были значительно надежнее в работе.
Единственными недостатками модели оставался его вес, плохая маневренность и «прожорливость».
Болотоходная модификация гусеничных трактов С-80Б2 не решила проблему надежности передвижения трактора по арктическим льдам, хотя прекрасно зарекомендовала себя в условиях климата крайнего севера.
ГАЗ-47
В начале 50-х прошлого столетия потребность в вездеходах, которые требовались для освоения новых территорий, стала одной из самых острых проблем для Советского Союза.
Новая модель, которая была предоставлена Горьковским коллективом инженеров Газ-47, была частично скопирована с зарубежного снегохода, предоставленный странами-союзниками по ленд-лизу.
Руководству СССР очень понравился канадский вездеход серии Armoured Snowmobile Mk.I.
Дополненная и усовершенствованная для работ в условиях сильных морозов, с помощью деталей взятых из танков среднего класса, модель была включена в список техники, которую запланировали для освоения просторов Арктики.
Вездеход «Харьковчанка»
Для коллектива конструкторского бюро Харьковского авиационного завода было дано специальное задание.
От них требовалось немедленно приступить к разработке техники и предоставить испытательный образец в самые короткие сроки.
Сборку было решено провести с использованьем тягача АТ-Т, усилив его танковым шасси Т-54.
Было добавлено два катка, а сами траки усилили для создания сцепки со льдом специальными зацепами.
Справедливо решив, что мощность старого двигателя может создать дополнительные проблемы, конструкторы заменили его новый, в два раза мощнее.
Кабина артиллерийского тягача не отличалась комфортными условиями, поэтому здесь также пришлось все работы начинать с ноля.
Кабину разделили отсеками таким образом, чтобы помещение для просушки одежды, спальный отсек, кухня и камбуз находились за стенкой кабины управления.
Высотой в 4 метра с шириной 3,5 м, вездеход длинною в 8 м обладал мощностью 520 л. с. Модель с наддувом увеличивала мощность до 995 л. с.
Конструкторы также позаботились о проходимости «Харьковчанки».
В условиях отсутствия дорог скорость машины в среднем достигала 8-11 км/ч, на ровных участках, там, где отсутствовали ледяные заторы и переметы, вездеход мог максимально развивать до 30 км/ч.
Элементы вездехода подгонялись таким образом, чтобы у шофера и обслуживающего персонала была возможность проводить обслуживание и ремонтные работы, не покидая его.
Все отсеки оборудовали раздвижными дверями вагонного типа, что экономило пространство, сохраняло тепло и одновременно позволяло перемещаться в нужное отделение.