Часто можно услышать мнение, что автоматическая коробка — это трансмиссия для начинающих и неуверенных в себе водителей. Тем не менее автоматические коробки всё больше вытесняют привычную механику и даже роботов. И вполне возможно, что через 5-10 лет МКПП в легковых автомобилях не останется вовсе.
Но коробка-автомат любого бренда гораздо сложнее в эксплуатации, есть потребность в точной настройке, поэтому работает только в паре с электронным блоком. И главное — от водителя требуются определённые знания и дисциплина использования режимов, иначе АКПП довольно легко вывести из строя.
Что нужно знать о коробке-автомате в первую очередь.
Первое — гидравлическая жидкость
От качества трансмиссионного масла (хотя это и не масло вовсе) зависит то, насколько долго проработают главные фрикционы и гидроприводы. Основное отличие от моторного масла — это повышенная теплопроводность, стабильная вязкость при высокой температуре и обеспечение надёжного сцепления фрикционов под нагрузкой.
Минимум влаги и всяких восстанавливающих присадок. Даже не думайте подбирать аналог или заменять каким-нибудь неоригинальным маслом. Что в инструкции написано, то нужно и лить в коробку, естественно, качественное.
Второе — перегрев гидравлической жидкости
О перегреве коробок-автоматов все владельцы машин с АКПП прекрасно осведомлены. Если вдруг при движении в жару машина начала останавливаться или исчезла чёткость переключения, нужно остановиться и дать трансмиссии остыть. Если времени нет, то можно с работающим мотором и коробкой в режиме «паркинг». Время на остывание сокращается почти втрое.
Третье — недостаточный прогрев гидравлики
В морозную погоду рекомендуется предварительно прогревать трансмиссию. Можно, конечно, стартовать и на непрогретой гидравлической жидкости, но в этом случае нагрузка от приводов на фрикционы просто огромная. Можно легко повредить узел или вывести из строя привод.
Поэтому будет полезным запустить мотор, выжать педаль тормоза и включить режим «R». Работающий гидротрансформатор довольно быстро прогревает насос и гидроприводы. Если же дать газ на замороженной коробке-автомате, то это верный шанс на визит в СТО.
Четвёртое — временная остановка
Если речь идёт о нескольких минутах на перекрёстке, то лучше не переключаться лишний раз. Просто выжать педаль тормоза. Автоматика сама переведёт работу трансмиссии в режим пониженной нагрузки.
А вот в пробке или на железнодорожном переезде будет полезным перейти в режим «паркинга». Многие водители пытаются перейти на «нейтраль», но тогда не забудьте о стояночном тормозе, иначе можно нечаянно покатиться вперёд или повредить своим задним бампером машину, стоящую сзади.
Пятое — езда накатом
Эта привычка обычно первое время сохраняется у водителей, пересевших на «автомат» с машины с МКПП. Какой бы совершенной ни была автоматическая трансмиссия, режим движения накатом абсолютно противопоказан всем моделям АКПП. Иначе можно полностью повредить систему приводов.
Шестое — буксировка машины с АКПП
Считается, что при буксировании механическая часть коробки испытывает экстремальные перегрузки, а нормальной смазки и охлаждения нет из-за неработающего масляного насоса. Но так было в старых коробках-автоматах. В этом случае допускалась транспортировка автомобиля на очень короткую дистанцию, буквально в несколько сот метров. Остальную часть пути только на эвакуаторе.
В современных АКПП есть режим, при котором можно буксировать автомобиль даже с неработающим мотором, но на дистанции не более 30 км и на скорости до 40 км/ч. Опять же возможность буксировки нужно уточнять в инструкции по эксплуатации.
Седьмое — спуск с торможением двигателем
Тормозить мотором на спуске вполне возможно, но для этого необходимо использовать пониженные передачи режима «D». Естественно, контролируя эффективность торможения и при необходимости помогая трансмиссии педалью тормоза. В некоторых моделях есть специальный режим «B» как раз для торможения на затяжных спусках.
Восьмое — обгон на АКПП
Выполнение обгона на коробке-автомате у новичков может вызывать определённые трудности. Дело в том, что при динамичном ускорении и наборе скорости перед обгоном требуется максимальная тяга и крутящий момент. Но электроника или компьютер машины неожиданно начинает переключать АКПП на более высокие передачи естественно с целью экономии и уменьшения нагрузки на мотор. Естественно, тяга пропадает.
Поэтому перед обгоном следует выключить «Over drive» (O/D). Тогда коробка не перескочит на более высокую передачу, и обгон пройдёт более комфортно.