Из всех направлений советской промышленности гражданская авиация считалась самой развитой. Из конструкторских бюро занимавшихся разработкой гражданских лайнеров самыми крупными считались ОКБ Туполева, Яковлева, Антонова и Ильюшина.
В этих коллективах работали самые талантливые инженеры, которые за весь период существования страны создали более 70 моделей вертолетов и самолетов, обеспечивших надежную работу Аэрофлота во всех направлениях гражданской авиации.
Всего на советскую авиапромышленность работало более 1 миллиона человек, благодаря которым осуществлялись перевозки гражданских грузов и пассажиров.
Самолеты советского производства использовались не только у себя в стране, но и поставлялись в ряд зарубежных стран, преимущественно для содружества СЭВ, где технику обслуживали исключительно советские специалисты.
Еще одна часть самолетов изготавливались по международной лицензии, разрешавшей эксплуатацию и обслуживание самолетов, изготовленных в Советском Союзе иностранными специалистами, имевших специальный допуск.
Эта часть техники продавалась в другие страны, нуждавшимся в гражданской авиатехнике, но не имевших возможностей самостоятельно их изготавливать.
Из наиболее удачных моделей, созданных в период существования страны, самыми надежными в эксплуатации считались самолеты, которые обслуживали международные рейсы.
Не стоит забывать, что помимо этого была и другая техника, которая использовалась на внутренних рейсах, особенно в тех регионах страны, где другая техника по ряду технических причин не могла выполнять работы по обеспечению нужд советских граждан.
Ан-24
Большая часть самолетов этой модели, созданной КБ Антонов, была собрана на Киевском авиационном заводе.
За весь период, начиная с 1962 и заканчивая 1979 годами, было собрано 1367 единиц Ан-24, где кроме коллектива Киевского авиазавода модель также собиралась на заводах, расположенных в Иркутске и Улан-Удэ.
Многоцелевой турбовинтного типа самолет разрабатывался специально для обслуживания авиарейсов малых и средних протяженностей полетов.
Начиналась разработка коллективом ОКБ Антонова еще в начале 50-х годов по специальному указанию руководства страны.
Пробный вылет, совершенный в октябре 1959 года показал, что модель можно запускать в серийное производство.
Базовая версия, где салон самолета был рассчитан на перевозку пассажиров в количестве от 20 до 52 человек, благодаря модификации модель получила дальнейшее развитие проекта, для использования ее в других направлениях.
В общей сложности коллектив инженеров разработал несколько вариантов, которые предназначались для эксплуатации не только в гражданской авиации, но и военными.
Ан-24 считался наиболее распространенными в сравнении с другими моделями самолетами гражданской авиации, которые использовались на внутренних рейсах.
Ил-14
Эта модель пассажирского самолета, предназначавшегося для использования на ближне-магистральные перелеты коллектив КБ Ильюшин начал разрабатывать сразу по окончанию Великой Отечественной войны взамен устаревшим пассажирским самолетам, которые постепенно налетывая критическое число летных часов, списывались.
Модель планировали создать такой, чтобы даже при самых сложных поломках, таких как отказ одного из двигателей, пилоты могли посадить на взлетную полосу.
После сборки и испытания в 1950 году модель еще некоторый период находилась на доработке.
Повторные испытания в 1951-1952 годах показали, что конструкторам удалось решить технические проблемы, по оперению закрылков, улучшению системы управления и переоборудованию кабины, расширив визуальный обзор.