В период существования Советского Союза выпуск автомобилей легкового типа был вторичной целью экономического развития страны.
На первом месте стояла задача обеспечить государство механизмами и машинами, которые бы можно было использовать на масштабных строительствах и в структурах обеспечивающих общий уровень жизни советских граждан.
Эта особенность стала причиной, почему советские люди считали собственный автомобиль предметом роскоши.
Счастливые обладатели собственных авто не редко сравнивали свои машины с моделями, более совершенными в повседневном использовании.
Появившиеся в серийном выпуске модели универсалов были предметом общей зависти не только простых людей, но и тех, кто имел более-менее стабильный вес в обществе.
Из списка моделей легковых автомобилей были и такие, которые выпускались очень малыми партиями. Их мало кто видел, но о них знали благодаря средствам массовой информации.
Москвич-400-421
Эта модель «Москвича» считается первым легковым универсалом советского автопрома, который мог бы стать серийным в выпуске автопромышленности. Автомобиль собирали изначально на Московском автозаводе, но позже все разработки передали на предприятия и заводы МВД.
Одновременно разрабатывались два варианта модели: пикап и кабриолет, при этом правительство поторапливало с выполнением задания, требуя как можно быстрее предоставить испытательные образцы.
Для коллектива МЗМА, где отсутствовали возможности для выпуска моделей такого типа, задача была не просто сложной, но и не выполнимой.
Решение создавать универсал частями несколько упростило задачу, но появилась новая проблема: инженеры-конструкторы различных автозаводов работали не слажено, что стопорило работы по сборке.
Пикап решили оставить только в опытных образцах, справедливо решив, что комиссия по приемке самостоятельно решит, какая из моделей будет лучшей для серийного выпуска.
Эта модель так и осталась с задним приводом и с упрощенным кузовом.
Несмотря на это самоблокирующийся дифференциал сильно заинтересовал военное министерство: такая машина была по своей сути неплохим внедорожником.
Идею использования откидного руля, где водитель бы смог управлять машиной лежа, позже использовали при разработке ЛуАЗ-967.
Модель кабриолета заинтересовала больше, хотя отсутствие металлической кабины понравилась не всем.
Причиной, почему именно было решено запустить серию кабриолетов, а не обычный пикап, заключалась в отсутствии листового металла, который требовался для сборки кузова и кабины.
В период 1949–1952 заводы СССР выпускали партии универсалов-кабриолетов модели Москвич-400-421, которые распределяли по всем регионах страны, особенно в те, где был относительно теплый климат.
Выпускали универсалы и с цельнометаллической крышей, но таких экземпляров было совсем немного, всего несколько тысяч.
ГАЗ-24-02
К началу осени 1969 года советский автопром подготовил к серийному выпуску новую модель универсала «Волга» ГАЗ-24-02.
Прототипом для создания стала модель «Волга»-24, которая уже выпускалась массово и, судя по отзывам, получилась качественной и надежной в работе.
Первоначальные опытные образцы, по общему мнению, были недоработаны, поэтому первая партия была выпущена только в 1972 году.
4-х ступенчатая синхронизированная для передних передач коробка сцепления механического типа была взята с ведущей модели.
При полной загрузке в 2040 кг универсал за 21 секунду разгонялся до отметки в 100 км/ч, тогда как максимальный разгон составлял 140 км/ч.
Вентиляцию салона обеспечивал установленный на задней части крыши дефлектор. Он же защищал заднее стекло от попадания на него грязи.
Большая часть выпущенных автомобилей попадали в таксопарки страны и ведомственные предприятия.
Также модель экспортировали в зарубежные страны, поэтому, простой советский гражданин не мог рассчитывать на покупку универсала.
ЗИЛ-117Е
Производство модели универсала ЗИЛ-117Е официально началось в 1974 году.
Машину разрабатывали для использования в медицинских целях, что объясняет размеры салона и увеличенную высоту кузова.