Период восстановления СССР после победы в нелегкой войне с Германией периода 1941-1945 годов требовал не только возвращения в нормальный ритм работы старых предприятий и заводов, но и строительства новых, современных.
Требовалось развивать промышленность во всех направлениях, поэтому работы было много.
Практически в одиночку советский народ поднял множество городов и сел из разрухи, освоил целинные казахстанские земли, начал разработку отдаленных районов Сибири, строились новые города.
К моменту развала СССР множество заводов успешно работало, но когда в стране начали происходить непонятные многим простых людей вещи, далеко не все предприятия смогли противостоять разрушающим экономику изменения.
Постепенно закрывалось множество экономически выгодных предприятий, которые и сейчас могли бы приносить пользу.
Большинство из коллективов были попросту не готовы к новым законам капиталистического рынка, а новое правительство не смогло противостоять их разрушению.
Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат
Проект строительства нового хлопчатобумажного завода в Алма-Ате был утвержден правительством СССР еще в конце 50-х годов прошлого столетия.
Страна испытывала острый дефицит в текстильной продукции, поэтому со строительством нового предприятия не затягивали.
Уже в 1961 году были возведены и запущены корпуса фабрики №1, а к концу десятилетия была готовой отделочная фабрика.
Несмотря на многие недоработки в 1970 году комбинат начал полноценно работать, изготавливая продукцию наивысшего качества.
Алма-Атинский ХБК был настолько крупным предприятием СССР, что его продукция постепенно стала появляться на прилавках магазинов в самых отдаленных регионах страны.
Начиная от изготовления полуфабрикатов, которыми комбинат снабжал другие советские предприятия и, заканчивая готовой продукцией, ХБК к началу 90-х годов считался одним из ключевых заводов страны.
С началом перестройки появились первые трудности, из-за которых предприятие постепенно залезало в долги.
Колоссальные долги за использование электроэнергии и воды сбивало с общего ритма работу предприятия, длительные задержки по не выплате зарплаты рабочим стали привычным явлением.
Коллектив прошел ряд реорганизаций, количество заказов уменьшилось, и постепенно комбинат стал убыточным.
С появлением на рынке дешевой китайской продукции ситуация с распадом начала ускорятся и уже к середине 90-х годов предприятие практически перестало существовать.
Большая часть производственных корпусов пришло в упадок, постепенно разрушаясь.
Только некоторые из зданий были выкуплены предпринимателями, для размещения в них торговых центров.
Завод имени Лихачева (ЗИЛ)
Завод ЗИЛ был построен еще в 1916 году, за год до появления СССР, поэтому предприятие считалось старейшим в стране.
Коллектив завода одним из первых начал выпуск моделей грузовиков и по своей сути стал первопроходцем в развитии индустрии машиностроения.
После появления в Набережных Челнах правительство для расширения предприятий по изготовлению новых грузовиков дало указание КБ завода им. Лихачева передать новые технические разработки.
Дело в том, что инженеры завода поделились практически новым перспективным проектом, который бы существенно повлиял на развитие самого предприятия.
Речь идет о варианте грузовиков бескапотного типа, ставшими чрезвычайно популярными в СССР.
Производство КАМАЗов быстро подняло рейтинг вновь построенного завода автомобилей в Набережных Челнах и наоборот, привело к тому, что коллектив завода им. Лихачева был вынужден искать выход из сложившейся ситуации.