Советский военный автопром оставил после себя в наследство множество интересных даже по сегодняшним меркам проектов, которые были признаны удачными не только у себя в стране, но и за рубежом.
Основной задачей военной техники всегда являлась одна единственная задача: быть надежным подспорьем при выполнении боевых задач по защите рубежей Родины.
О неудачах предпочитали помалкивать, хотя случаи провальных проектов техники, предназначавшихся для военных подразделений, но не оправдавшие надежды ни их создателей, ни военных, были.
ЗИС-42
Советские инженеры, еще до войны начали разрабатывать модели полугусеничных автомобилей, которые можно было бы использовать как технику повышенной проходимости.
В Германии к тому времени такую модели уже успели не только разработать, но и серийно ее выпускали. К началу войны у немцев в распоряжении была техника, которая по своим характеристикам могла использоваться не только в артиллерии, в качестве тягача, но и как грузовики для доставки груза в условиях полного бездорожья.
Первый советский внедорожник, предназначавшийся для эксплуатации военными подразделениями, появился только в 1942 году, на заводе им. Сталина, где одновременно выпускались грузовики.
Инженеры при создании проекта тягача использовали модель грузовиков ЗИС-22 и ЗИС-5, которые ранее проектировались коллективом КБ завода.
Зис-42 являлся моделью полугусеничного автомобиля отличающегося от обычного грузовика наличием двух гусеничных тележек, установленных вместо задних колес.
Опорные ступицы жестко фиксировали штампованные, маятникового типа боковины, на которых были установлены ведущее и направляющее колеса.
В ходе испытаний новой модели САУ инженеры пришли к выводу, что артиллерийский грузовик еще достаточно «сырой», а в самом проекте имеется множество недоработок. По шоссейной дороге ЗИС-42 двигался со скоростью 30 км/ч, по булыжному покрытию 20 км/ч, а по участкам бездорожья всего 10 км/ч.
Плохая маневренность, завышенный расход топлива, частые поломки рамной части и кузова во время испытаний стали самой настоящей проблемой для разработчиков.
И все же, от инженеров требовали, чтобы машину в срочном порядке доработали и запустили в серийное производство. На коллектив инженеров давили со всех сторон и войсковое начальство, и правительство.
К концу октября 1942 года, всеми правдами и неправдами, было собрано больше 100 экземпляров машин, которые сразу перенаправляли в военные части.
К концу года было выпущено 762 машины, хотя возможно информация относительно точного количества собранных за этот период тягачей не является достоверной.
Когда стало понятным, что проект оказался неудачным во всех отношениях, выпуск машин на полугусеничном ходу прекратили.
Т-35
Танк, созданный в период времени между Первой и Второй войнами являл собой тип вооружения, технические характеристики которого еще не являлись стандартными, а сами танки для военных были новшеством.
Безумная по размерам и весу махина, обслуживаемая 12 человеками экипажа, с пятью башнями, на которых были размещено 3 пушки и 5 пулемета, разрабатывалась коллективом ОКБ ленинградского механического отдела, который имелся при заводе.
Проект получился не только сложным в производстве, но и дорогим в сборке.
Попытка упростить модель привела к уменьшению размеров башни и замене двигателя на бензиновый, мощностью в 500 л. с. К этому следует добавить, что обслуживать и ремонтировать такую махину, тоже стоило не малых средств и времени.
Трансмиссия и коробка передач также были доработаны, но когда после сборки модель танка была продемонстрирована на первомайском параде 1933 года, который прошел в Ленинграде, народ был скорее ошеломлен, чем обрадован новому вооружению.
Своим внешним видом машина больше напоминала часть броневика, чем самостоятельную боевую единицу.
Серийное производство поручили Харьковский паровозостроительный завод, который, не имея в своем распоряжении необходимое для сборки оборудование, самостоятельно приступил к сборке первых экземпляров боевых машин.
Только к концу 1934 года были собраны первые 12 машин, где исправлением инженерно-технических недоработок в процессе сборки занимались прямо на заводских сборочных станках.
И все равно модель, даже не смотря на то, что ее собирали самые лучшие мастера завода, имела много уязвимых мест и недоделок.
Слабая броня не выдерживала огневой мощи артиллерии, при этом из-за плохой маневренности и огромных размеров машина являлась легкой мишенью для артиллерии врага.
Так или иначе, но в 1939 с появлением других моделей танков Т-35 был снят с производства, хотя его оставили на балансе воинских частей, правда, не потому что эти машины были нужны военным, а потому что советское правительство не решилось открыто признать неудачность проекта.
ЯК-38
Эта разработка советских авиаконструкторов получила среди военных самую различную оценку.
Большинство военных экспертов считали, что затраты на проект не были оправданы, а сами инженеры попросту безответственно отнеслись к военному заказу. И все же, модель хоть и имела множество недоработок, модель стала первой ласточ