«Газпром» и «Нафтогаз» продолжают бесплодные попытки договориться о цене на голубое топливо. Судя по всему, они так и не придут к общему мнению. Слишком разные позиции у сторон, и каждая из них считает себя правой. Однако в этом споре кроется абсурд: когда существует четкий контракт, двух правд быть не может. Следует обращаться к документам и исполнять их. Если есть разногласия, то путь ведет в Стокгольмский суд. Именно так и поступили стороны: 16 июня «Газпром» подал иск о взыскании задолженности с «Нафтогаза», а последний, в свою очередь, потребовал возврата переплаченного с 2010 года. Это свидетельствует о том, что четкого контракта не существует. В противном случае, непонятно, о чем «Газпром» мог бы вести диалог с «Нафтогазом», особенно в нынешней политической обстановке. Украинская сторона обязана исполнять контракт, и точка. Однако «Газпром» действует иначе.
Причиной такого поведения стал неожиданный «подарок», предложенный «Газпромом» 1 января 2014 года: цена на газ для Украины снизилась до 268 долларов за тысячу кубов, хотя еще в декабре она составляла около 400. Почему такая резкая перемена? Это что, щедрость братской Украины? А почему до этого четыре года никаких подарков не было? Странно. Даже более странно, как государственная структура может делать подобные «подарки». Ведь российский народ не давал право Миллеру на такие шаги.
Резкое падение цены на газ вызывает подозрения о коррупции или о преступно упущенной выгоде. Если бы «Газпром» была частной компанией, можно было бы предположить, что ее руководство принимает необоснованные решения, продавая товар ниже рыночной стоимости. Но в случае с госструктурой ситуация совершенно иная. А Генпрокуратуре РФ, похоже, это не интересно. Странно, но, если рассуждать логически, так происходит в реальности.
Есть еще один момент, который не в пользу «рыночных аргументов» «Газпрома». Летом Украина начала закупать газ у Словакии и Венгрии. Понятно, что это российский газ. «Газпром» отказался удовлетворять возросшую потребность в газе для этих стран, что поднимает два вопроса: 1. Почему Украине выгоднее покупать газ у стран ЕС, находящихся дальше от России, которые, соответственно, также оплачивают транзит? 2. Какова разница для «Газпрома», кто у него покупает газ? Зачем ограничивать объемы продаж?
В коммерческом плане это выглядит абсурдно, но такова реальность. Из этого следует, что «Газпром» делает все, чтобы Украина столкнулась с проблемами в отопительный сезон. Это уже не бизнес, а политика. На данный момент «Нафтогаз» готов приобрести газ по 268 долларов и продолжать закупки по этой цене. В то же время «Газпром» хочет выставлять цену в 380 долларов, уверяя, что это с учетом скидки в 100 долларов, представляя это как щедрость.
В «Нафтогазе» намекают на возможность компромиссной цены в 320 долларов, но с четкой фиксацией в контракте. «Газпром» на это не согласен. Как все это закончится? Вряд ли «Газпром» пойдет на уступки до суда. Они надеются, что Украина, оказавшись под угрозой замерзания, подпишет любые документы. Уверяю, это не произойдет, и Украина не замерзнет. Если суд состоится осенью или зимой, то именно там и будет решен вопрос с ценой. А если конфликт затянется до весны, Украине просто следует попросить страны ЕС законтрактовать больший объем газа для следующего отопительного периода.
«Газпром» откажет европейским партнерам в увеличении объемов? Но он же надежный поставщик, не так ли? Или это не так? В любом случае, независимо от развития событий, через 2-3 года «Газпром» будет вынужден обращаться к Украине (и не только к ней), пытаясь продать газ хотя бы по 250 долларов. А пока Украина начала получать газ из Норвегии.