Президент Украины Петр Порошенко пользовался значительной поддержкой среди граждан страны до 16 сентября. Однако после неоднозначного принятия в Верховной Раде Закона «Об особом статусе отдельных районов Донбасса» его доверие у украинцев резко снизилось. Порошенко затеял опасную игру, которая, по косвенным признакам, противоречит интересам Украины.
Неоднократно утверждалось, что украинцы хотят мира на Донбассе, но не любой ценой. Капитуляция – это не выбор страны, а решение Президента, который не счел нужным объяснить его народу. Вопрос: «А за что гибли украинские воины?» – остается без ответа.
Разрешить так называемым «губаревым», «мотороллам» и другим подобным фигурам участвовать в выборных процессах можно было еще в апреле, когда ненависти к ним со стороны украинцев было значительно меньше. Это могло бы спасти жизни тысяч граждан Украины и сохранить инфраструктуру Донбасса.
Советник Порошенко Антон Геращенко выразил мнение, что решение Президента было вынужденным, учитывая силу российской армии. Интересно, что до этого Геращенко активно критиковал Путина и восхвалял действия украинской армии. И вот теперь вдруг об армии России говорит как о серьезной угрозе.
Другой советник, Юрий Луценко, предлагает украинцам ознакомиться с текстом Закона, а не полагаться на заголовки новостей. Тем не менее, в тексте Закона четко прописано, что участники событий на Донбассе не будут преследоваться в уголовном порядке, за исключением тех, кто причастен к мародерству и убийствам. Но как можно разделить этих людей и кто будет это делать? Судьи и прокуроры, назначенные нынешними лидерами сепаратистов?
За последние 6,5 месяцев украинская власть не привлекла к ответственности ни одного значимого участника антиукраинской активности. Неужели кто-то сомневается, что и бойцы, которые сейчас действуют на Донбассе, окажутся вне подозрений?
Кроме того, в Законе указано, что украинский бюджет будет участвовать в восстановлении инфраструктуры «отдельных районов». Хотя Луценко это отрицает, налогоплательщики Украины имеют право спросить, готовы ли они выделять средства на восстановление территорий, где снова может начаться стрельба. Нужно ли заниматься восстановлением аэропорта Луганска, если нет уверенности, что его снова не разрушат в ближайшее время?
Как себе представляет Порошенко возвращение в Донецк и жизнь там украинцев, которых пытали те, кто по его Закону будет амнистирован и войдет в народные милицейские дружины? Есть надежда, что Порошенко подписал Закон ради мира, но если это так, он обязан был уведомить проукраинские политические силы, что не было сделано. Это похоже на капитуляцию без решения проблемы войны.
Необходимо было решать проблему единственным возможным способом. Когда стало ясно, что Кремль не может позволить себе военное поражение сепаратистов и начал отправлять военнослужащих на Донбасс, следовало быть готовыми и изменить стратегию АТО, сосредоточив силы на обороне и объявив оккупированные территории.
Путин, как показывает практика, не стал бы инициировать полномасштабное наступление, опасаясь больших потерь. Лучше было бы оставить захваченную террористами часть Донбасса под их управлением без украинских средств.
Что же мы имеем сейчас? Обстрелы украинских позиций продолжаются, а доступ представителей украинской власти на оккупированные территории кажется маловероятным. Так о чем же этот Закон? Если Порошенко начнет реализовывать его, третьему Майдану не избежать.
Если же его цель – обмануть Путина, то зачем обманывать, если цели всем ясны? Мир в Украине для Путина возможен лишь при исполнении воли России. Порошенко явно выбрал неверный путь, и вполне вероятно, что его политическая сила это ощутит на выборах в Верховную Раду.