Зоя Светова: Елена Гремина: «Закрыть нас невозможно. Если нас выгонят, снимем гараж и будем играть там»

Сегодня Москву сложно представить без Театра.doc, который смело поднимает самые сложные и болезненные темы современного общества. За 15 лет своего существования этот театр стал важным социальным институтом, необходимым как зрителям, так и артистам. О его создании, а также о его значении в мире театра рассказывает драматург и режиссер Елена Гремина.

Как родился Театр.doc?

Пятнадцать лет назад, когда мы начали ремонт в небольшом подвале на Трехпрудном переулке, мы и не думали, что это станет длительным путешествием, вырастет в театр с почти 70 спектаклями в месяц. Мы не ожидали, что создадим институт, который изменит жизни людей и даст им возможность реализоваться. В то время было сообщество невостребованных драматургов. 90-е годы предоставили благоприятные условия для режиссеров, но драматурги чувствовали себя маргиналами, хотя у них было огромное желание писать пьесы. Люди собирались, писали и читали пьесы друг другу, организовывали фестивали, например, «Любимовка» в 1989 году. К 2000 году мы уже имели множество спектаклей и осознали, что это действительно интересно. Были люди, желающие создать что-то уникальное, и публика, которая жаждала новых впечатлений.

В тот же год мы познакомились с Иваном Вырыпаевым — молодым режиссером с небольшим театром в Иркутске. Мы пригласили его и его группу участвовать в нашем фестивале, где они представили спектакль «Сны», рассказывающий о психоделических снах и наркотиках. Этот спектакль привлек внимание французского журналиста Жана Пьера Тибода, который написал о фестивале в газете Libération. После этого интерес со стороны Запада вызвал недовольство Союза театральных деятелей, и театр Вырыпаева вынужден был покинуть помещение в местном Доме актера, что стало для них серьезным ударом. Они переехали в Москву, где у нас возникли новые идеи.

После фестиваля 2000 года у нас была масса материалов, но не было площадки для их реализации. попытки найти помещение, где можно было бы провести репетиции и семинары, не увенчались успехом. В это время комитет по культуре Москвы запустил программу «Открытая Сцена», благодаря которой мы получили грант на независимый театр и смогли арендовать подвал на Трехпрудном переулке. Это было довольно плохое место, но мы полюбили его, сделав ремонт своими руками. Открытие состоялось 12 февраля: у нас выступила писательница Стелла Даффи, а затем прошли спектакли театров из Кемерово и Челябинска.

Спектакли и история театра

За 15 лет мы поставили около 60-80 спектаклей. Трудно подсчитать точное количество, но помимо спектаклей было много перформансов и читок. В настоящее время у нас две площадки и около 40 спектаклей в репертуаре.

Как приходят артисты в Театр.doc?

Иногда у нас проводятся кастинги, но в основном артисты приходят к нам сами. Например, Костя Кожевников играл в маленьком детском театре, а затем пришел к нам на фестиваль с идеей о спектакле на основе реальной истории о похищении. Так родился его спектакль «Похищение», а сейчас он ведет студию сторителлинга и создает удивительные детские спектакли.

Другой артист, Гриша Перель, запомнился нам в ходе мероприятия, где любой желающий мог сыграть Гамлета. Его мастерство заинтересовало меня, и я пригласила его в свой спектакль. В нашей постановке «150 причин не защищать родину» играют как профессиональные, так и непрофессиональные актеры, что позволяет создать уникальный образ огромного византийского мира.

Театр.doc продолжает оставаться важной площадкой для обсуждения актуальных тем, предоставляя пространство для самовыражения как артистам, так и зрителям. Это место, где не просто играют, а живут настоящими эмоциями и переживаниями.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы