Акция в поддержку Михаила Ходорковского на Пушкинском бульваре, 2006 год. Фото: Юрий Машков / ИТАР-ТАСС
В последние две недели российские и западные СМИ активно обсуждают арест российской собственности — недвижимости в некоторых европейских странах. Это связано с нежеланием России выполнять решения международных судов в пользу компании ЮКОС, которая выиграла у России дела в Страсбурге и Гааге. Сегодня Конституционный суд начинает слушания, которые косвенно затрагивают эту тему. Вопрос заключается в том, должна ли Россия исполнять решения международных судов, если они не совпадают с ее мнением о справедливости.
Не требуется быть провидцем, чтобы предсказать, что КС, вероятно, выскажет мнение о том, что если Россия считает решения международных судов несправедливыми, то их исполнять нецелесообразно. Решение КС будет объявлено лишь через несколько недель. Тем временем, Владимир Маркин, спикер Следственного комитета, вчера сообщил о возобновлении дела об убийстве мэра Нефтеюганска Евгения Петухова, которое не рассматривалось более 15 лет. Маркин заявил о наличии якобы вновь открывшихся обстоятельств, указывающих на то, что Михаил Ходорковский мог быть заказчиком убийства мэра.
Детали дела об убийстве Петухова
Многие, возможно, уже забыли, что дело об убийстве мэра Нефтеюганска рассматривалось в судах трижды: в 2006 и 2007 годах в ходе процессов по обвинению Алексея Пичугина, а затем в 2008-м на заочном суде по делу Леонида Невзлина. Никакие доказательства причастности Ходорковского к убийству мэра тогда не были представлены, как и не подтвердились радикальные заявления президента Владимира Путина о том, что Ходорковский «по локоть в крови». Казалось бы, данная тема была закрыта.
Однако сегодня в России актуально «правосудие без границ и без срока давности». Если по истечении 16 лет возможно обвинить человека в преступлении, которого он не совершал, то, похоже, можно всё. Тем более, что о «вновь открывшихся обстоятельствах» опять можно говорить и в случае с Ходорковским.
Для понимания, о каком уровне «доказательств» идет речь в новом расследовании, важно изучить биографии бывших обвиняемых и свидетелей в деле об убийстве Петухова. На их показаниях когда-то было основано решение о пожизненном заключении Алексея Пичугина, а также приговор по заочному процессу в отношении Леонида Невзлина.
Свидетели
Основные свидетели обвинения по делу об убийстве Евгения Петухова следующие:
Первый свидетель — Геннадий Александрович Цигельник — проходил обвиняемым по делу Пичугина и был свидетелем по делу Невзлина. На момент своих показаний он имел пять судимостей. В 2006 году он признал себя виновным и назвал заказчиков убийства — Невзлина, Ходорковского и Пичугина. Цигельник утверждал, что информацию о заказчиках ему предоставили Сергей Горин и криминальный авторитет Владимир Горитовский. Однако проверить эти показания невозможно, так как Горин пропал без вести, а Горитовский мертв. Цигельник был приговорён к 18 годам лишения свободы.
Второй ключевой свидетель — Евгений Владимирович Решетников, осуждённый за покушение на убийство. На процессе против Пичугина он неожиданно признал себя виновным в убийстве Петухова и указал тех же «заказчиков». Однако его показания также зависели от информации, полученной от отсутствующих свидетелей, что затрудняет их проверку. Как и Цигельник, Решетников был приговорён к 18 годам лишения свободы и также взял свои слова обратно в 2008 году, заявив, что его заставили оговорить Невзлина и Пичугина.
О роли Владимира Маркина в России
Зачем актуализировать дела минувших дней? Потому что срок давности для некоторых не существует. Дело об убийстве мэра Петухова вновь стало актуальным, чтобы продемонстрировать Ходорковскому, что он всё еще в поле зрения. Хотя срок давности истек, по закону суд может решить продлить его.
Подобные манипуляции Следственного комитета и личное участие Владимира Маркина напоминают шантаж, используемый в тюремной практике, где обвиняемым предлагается закрыть дело в обмен на выгоду. Маркин, как «говорящая голова» СК, выступает в роли такого шантажиста. Смысл в том, что, хотя срок давности истек, суд может таким образом решить продлить его и привлечь Ходорковского к ответственности.
Таким образом, по закону, если дело дойдет до Мосгорсуда, он может отклонить срок давности и возобновить расследование. А свидетели недалеко — они находятся в колониях, где их интерес очевиден: желание освободиться.
Использованы материалы книги Веры Васильевой «Третий суд Алексея Пичугина». Оригинал.