21 июня 2012 года в Казани прошел пикет у здания Государственного Совета Республики Татарстан (законодательного собрания), который затем переместился к зданию следственного управления, что связано с необходимостью разрешения возникших вопросов. Участниками пикета стали несколько десятков крестьян из деревни Черки-Кильдуразы, измученные многолетней борьбой за возврат имущества, приватизированного сельскохозяйственного предприятия. Это имущество, через многоступенчатую схему, перешло в личное распоряжение бывшего председателя колхоза Хусаинова Ж.С. Подробности данной схемы ранее были изложены в публикациях, и повторяться нецелесообразно. Однако стоит отметить, что данная схема, будучи простой и незамысловатой, нарушает уголовный кодекс.
Интересно мнение секретаря одного из депутатов, председателя фракции Коммунистической партии, Миргалимовой Х.Г., которая вышла к пикетирующим, чтобы выяснить суть ситуации. Она отметила, что не стоит думать, что у крестьян когда-либо что-то было. В процессе приватизации имущественные комплексы колхозов вошли в общую собственность трудовых коллективов, однако никому ничего конкретно не передали. А раз общая собственность, значит, ничья. Невозможно отнять то, что никому не принадлежит. Тем не менее, она и сам депутат выразили поддержку нашим действиям по защите прав крестьян и готовность содействовать. Это мнение будет подробно рассмотрено, так как оно четко отражает процессы по переделу аграрного комплекса в Татарстане и России в целом.
Суть этих процессов заключается в том, что под предлогом передачи имущества в руки народа была подготовлена арена для передела аграрного комплекса отдельными частными лицами. Это не простая драка, а ситуация, подчиненная внутренним жестким закономерностям. Так, эта собственность не могла перейти к абы кому и не предназначалась трудовым коллективам колхозов. Хусаинов Ж.С. — не просто кто-то, а человек с необходимыми связями, осознающий свои обязательства в связи с передачей имущества. Он является директором ООО «Коммуна», работающего на месте бывшего колхоза, а также депутатом представительного органа местного самоуправления.
Мелкие недоразумения, вроде нарушений законодательства и возможных уголовных преступлений, на этом фоне выглядят несущественными. Следователи Следственного Комитета могут без проблем заявить о том, что у Хусаинова Ж.С., получившего безвозмездно в собственность своей коммерческой организации 63,1 миллиона рублей и имущество за 1,65 миллиона рублей, отсутствует корыстная заинтересованность. Правящая номенклатура, выросшая из партийной структуры, усвоила понятие закона как волю правящего класса, в этом случае олигархически-бюрократической номенклатуры.
По итогам пикета назначена выездная проверка с участием заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РТ и прокуратуры. Но хоть Хусаинов Ж.С. и местный «царек», в Татарстане функционируют полукриминальные корпорации, поддерживаемые властями, такие как «Вамин», «Красный восток» и «Ак барс». Эти организации не имеют интересов деревни, воспринимая сельскую социально-экономическую инфраструктуру лишь в том объеме, в каком она не мешает извлекать прибыль. Деятельность этих корпораций напоминает огораживание в средневековой Англии. Как рассказал мне житель одной из таких деревень, местные жители покидают родные места. «Овцы поели людей», — утверждает он, добавляя, что агрокомплексы скоро «сожрут» и оставшихся.
