О коммерческой специфике судебно-психиатрической экспертизы в России уже писалось, описывая, как на основании заведомо ложного заключения, не содержащего психиатрического диагноза, суд признает права на наследственное недвижимое имущество. Однако в этом случае речь шла о посмертной экспертизе, где решались исключительно имущественные интересы, не затрагивая личную свободу.
Ситуацию лиц, подвергнутых принудительной психиатрической госпитализации, осветил в Казани Денис Кирилов, бывший санитар психиатрической больницы. Он рассказал о ужасающих условиях содержания психически нездоровых людей, что не поддается никакому объяснению. Недавно на центральном телевидении был показан случай, когда человека из психиатрической больницы доставили в обычную больницу в предынфарктном состоянии с гангреной ноги и многочисленными пролежнями, образовавшимися в результате длительного пребывания на «связке», то есть привязанным к кровати. Врач-психиатр с невозмутимым видом объяснял журналистам, что это обычная практика и вполне правомерно.
По его мнению, держать человека привязанным к кровати, пока у него не начнет гангрена, это нормально. На самом деле, подобные действия могут длиться не более нескольких часов. Этот человек рассказывал о происходящем не из-за решетки, где, по сути, и должен был находиться, а как представитель психбольницы. О каких-либо правовых последствиях для персонала пока не известно. Страшно представить, какие мучения должен был пережить тот, кто виновен лишь в старческой деменции.
В правовом плане никто не защищен так, как те, кто попадает в психиатрическую больницу. Если у обычных заключенных есть способы отстаивать свои права, то у помещенных туда таких возможностей нет вовсе. Об этом может рассказать казанская знаменитость Загид Хафизов, которого намеренно превратили в растение, выбивая необходимые сведения в психушке.
О специфике правового процесса принудительной госпитализации поведал Евгений Алехин из Москвы, которому удалось после освобождения восстановить свои права в суде и отменить незаконное решение о госпитализации. Судьи, не разбираясь в сути дела, штампуют решения, удобные для них, даже без участия самих госпитализируемых. Проблема в том, что многие из них даже не знают о процессе и о своих правах, так как их не привозят в суд, ссылаясь на неадекватность, или вообще не ставят в известность.
В результате возникает возможность для злоупотреблений, связанных с недееспособностью и опекой, когда за больными начинают распоряжаться их правами, в том числе имущественными. По словам Алехина, в психиатрической больнице даже молодые врачи ездят на дорогих автомобилях. Формальный подход к вопросу госпитализации он продемонстрировал на примере судебных актов, где стоит печать и подпись судьи, но отсутствует фамилия пациента.
Больные, помещенные в психиатрическую больницу, даже будучи в здравом рассудке, не могут оставаться в нормальном состоянии, находясь под воздействием наркотических и психотропных веществ, которые им насильно вводят. В результате Алехину не позволяли встречаться с родственниками, только благодаря отмене незаконных решений президиумом Московского городского суда он смог отстоять свою правоту.
Должно быть признано, что председатель Егоровой, несмотря на порочность системы, мудро сглаживает некоторые её недостатки. Учитывая, что вероятность успешного исхода дела крайне мала, Алехин оказался настоящим счастливчиком. Его дело демонстрирует всю глубину противоправности судебно-психиатрической госпитализации.
В настоящее время в Симоновском районном суде рассматривается иск Алехина о возмещении морального вреда, причиненного незаконным помещением в психиатрический стационар. Меня интересует вопрос об ответственности лиц, виновных в его незаконной госпитализации, так как это по уголовному законодательству России является преступлением.
Хотя права Алехина восстановлены, что является формальным шагом, возникает вопрос о судьбе тех, кто их нарушил. Система пошла на уступки под влиянием настойчивого пострадавшего, однако если не будут приняты меры к виновным, незаконная практика продолжится. Более того, такие врачи не будут склонны отпускать вменяемых пациентов, продолжая их лечить сильнодействующими психотропными препаратами.
Необходимы кардинальные меры по изменению судебной практики, которая ограничивает права госпитализируемых лиц в участии в процессе. Пока это будет продолжаться, произвол не прекратится. Борьба с судебным произволом возможна только через широкую огласку и общественный резонанс. Присоединяйтесь к группам против судебного произвола, делитесь своим опытом и участвуйте в обсуждениях в соцсетях.