Губернатор Московской области Андрей Воробьев объявил о запуске долгосрочной программы по укрупнению муниципальных образований, цель которой — ликвидация двухуровневой системы органов местного самоуправления. «Мы заинтересованы, чтобы каждый муниципалитет, каждое поселение работали в продолжение федеральной политики, федеральной идеологии. И для этого мы очень аккуратно, советуясь с жителями, преобразовываем муниципальные округа в городские округа, объединяем те территории, которые доставляют хлопоты людям. Такую работу мы продолжим по ряду территорий осенью 2016 года», — отметил губернатор на встрече с участниками Московского областного молодежного форума «Я – гражданин Подмосковья».
Однако стоит обратить внимание на то, что понятие «федеральная идеология» не может существовать в рамках высшего законодательного акта Российской Федерации. В соответствии со вторым пунктом тринадцатой статьи Конституции России, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Далее Андрей Юрьевич упоминает муниципальные округа, которые, по сути, не существуют, говоря о «хлопотных территориях». Здесь губернатор допускает серьезные ошибки, игнорируя двенадцатую статью Конституции РФ, согласно которой «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Местные органы самоуправления, действуя в пределах своих полномочий, не входят в систему органов государственной власти.
Фраза «аккуратно, советуясь с жителями…» на практике оборачивается тем, что муниципальных депутатов и глав заставляют принимать решения об укрупнении, часто ценой массового сложения депутатских полномочий, как это произошло в Озерском, Каширском и других муниципальных районах. Губернатор, похоже, не понимает, что вопросы управления территориями должны решаться самими жителями, даже когда эти территории считаются «хлопотными». Местное самоуправление — это организации и деятельность граждан, позволяющие самостоятельно решать вопросы местного значения и управлять муниципальной собственностью, исходя из интересов жителей.
В начале своего губернаторского пути Воробьев в интервью одной из газет утверждал, что «в Подмосковье 80% сельских поселений — дотационные, и денег им хватает только на собственный аппарат, а мы хотим, чтобы они развивались и имели свою налоговую базу». Однако губернатор не учитывает, что дотационными поселения стали в результате бюджетной политики правительства Подмосковья, а не потому, что жители не хотят работать.
Таким образом, если внимательно проанализировать позицию правительства по вопросу объединения, единственным аргументом «за» остается сокращение численности административного аппарата. Однако практика показывает обратное. Если не обращать внимания на лукавую статистику численности чиновников, а посмотреть на затраты на содержание административного аппарата, то расходы на содержание чиновников объединенных муниципалитетов заметно возросли. На данный момент не разработана «дорожная карта» объединения муниципальных районов в городские округа Московской области, и никто не рассчитал экономический эффект и затраты на проведение этой «реформы».
Для неподготовленного человека мотивы такой реорганизации остаются непонятными. Следует вспомнить один из приоритетных принципов реформы местного самоуправления 2003 года — шаговая доступность гражданина до местной власти. Этот принцип фактически похоронен реформой Воробьева, вынуждающей граждан проезжать 40 и более километров за любой справкой! Чтобы понять «качество» реформаторов, достаточно ознакомиться с интервью Александра Костомарова, главного реализатора «псевдореформы». «Поскольку раньше этих процессов завершились в «большом» Королеве, уместнее всего начать с этого города. После завершения объединения с Юбилейным здесь была реконструирована центральная городская магистраль, а экономия на аппарате управления позволила вкладывать больше средств в благоустройство», — говорит он. То есть до объединения магистраль реконструировать было невозможно, а проблемы с дворами возникли лишь из-за бездействия чиновников.
В заключение стоит отметить, что Конституционный Суд РФ оставил прямую демократию исключительно на сельском уровне. В результате реорганизации муниципальных районов в городские округа граждане вновь образованных муниципальных образований полностью утрачивают право на прямые выборы глав поселений и депутатов. Реформа Воробьева приводит к исчезновению сельских и городских поселений, а принятие 12 мая 2016 года закона Московской области о фактическом назначении глав городских округов и отмене прямых выборов районных депутатов создает предпосылки для установления власти одного человека — власти губернатора.