Кто боится BDS?

Чтобы понять, стоит ли бояться движения BDS, прежде всего, необходимо четко представлять, что оно собой представляет. BDS расшифровывается как Boycott, Divestment, Sanctions — «Бойкот, Разоблачение (или Лишение инвестиций) и Санкции», и вся эта активность нацелена против одной страны — Израиля. Формально цели движения BDS заключаются в том, чтобы положить конец оккупации палестинских земель, добиться равноправия арабских граждан в Израиле, а также признания права палестинских беженцев на возвращение. Однако на практике действия его сторонников направлены на делигитимацию Израиля.

Лозунги BDS впервые прозвучали в 2001 году на конференции ООН в Дурбане (Южная Африка), которая формально была инициирована для борьбы с расизмом, но фактически выступила против сионизма и государства Израиль. Важным акцентом BDS стало сравнение Израиля с Южной Африкой в эпоху апартеида. С 2005 года кампания развернулась с новой силой, определив три ключевые области: торгово-экономическую, академическую и культурную. Финансирование движения осуществляется рядом арабских стран, включая Саудовскую Аравию, Катар и Иран, которые передают средства через гуманитарные фонды.

Среди «действующих лиц» BDS можно выделить палестинцев, арабов, находящихся в странах Запада, а также определенные политические силы, поддерживающие арабов и западных интеллектуалов, для которых критика Израиля является индикатором либерализма. Также имеется группа еврейских активистов, для которых критика Израиля становится своеобразным способом самоидентификации. Внутри Израиля BDS поддерживают леворадикальные пропалестинские организации. Хотя Палестинский национальный совет BDS координирует часть деятельности движения, это лишь малая доля многообразных инициатив.

Активисты BDS организуют демонстрации и уличные акции, такие как Неделя израильского апартеида, проводимая в Лондоне. Однако основной ареной их активности является интернет. По запросу «BDS» в Google можно найти около 78 миллионов упоминаний этого явления, среди которых значительно меньше критических публикаций. В политической борьбе сторонники BDS используют низкий уровень осведомленности широкой общественности Запада о конфликте между Израилем и палестинцами, что позволяет распространять дезинформацию.

Одним из примеров дезинформации является призыв движения BDS к правительству Нидерландов предупредить граждан о том, что еврейские поселенцы на Западном берегу Иордана агрессивно относятся к местным жителям. Однако всем знакомым с ситуацией известно, что «камнеметание» является распространенным и опасным деянием палестинских нарушителей спокойствия. Хотя многие считают, что антисемитизм является важным двигателем BDS, подобное утверждение может быть упрощено, так как зачастую оно вызывает ответное обвинение в том, что сионисты интерпретируют любую критику как антисемитизм. На мой взгляд, важнее то, что эта так называемая критика зачастую является совершенно ложной.

Основной удар BDS нацелен на экономику Израиля: в начале речь идет о бойкоте продукции, произведенной на спорных территориях, а позже — и израильских товарах вообще. Это также касается угроз бойкота со стороны арабских стран к западным компаниям, сотрудничающим с израильскими. На данный момент наиболее активные действия BDS осуществляются в Голландии, Великобритании, Ирландии, Бельгии, Испании, а вне европейского континента — в Южной Африке. В России же о деятельности BDS известно сравнительно немного.

В 2014-15 годах упоминалась группа сторонников BDS в социальной сети «ВКонтакте», которая активно открещивалась от обвинений в антисемитизме и разжигании межнациональной розни, однако при этом выступала за «бойкот государства Израиль». Стоит отметить, что на странице этой группы была опубликована карикатура, высмеивающая саму идею бойкота, подчеркивающая абсурдность ситуации, когда отказ от израильских товаров приводит к бедности для самих палестинцев.

В контексте этого если рассматривать призыв к бойкоту товаров с оккупированных Израилем территорий, то это представляет собой дискриминацию по сравнению с другими аналогичными случаями в мировой истории. Например, турецкая власть на севере Кипра считается нелегитимной, однако это не мешает международным компаниям вести там бизнес. Аналогичная ситуация наблюдается и в Марокко, где работают западные фирмы. К тому же стоит упомянуть, что бойкот предприятий на Западном берегу напрямую воздействует на палестинцев, так как работа на этих фабриках является для них единственным источником дохода.

Сейчас непосредственной угрозы BDS для израильской экономики не наблюдается. Продукция, произведенная на контролируемых территориях, составляет менее 1,5% израильского экспорта в Европейский Союз. Множество бизнесменов продолжают поддерживать нормальные отношения с Израилем, находя в этом коммерческую выгоду. Однако под давлением BDS Европейский Союз утвердил маркировку товаров с контролируемых территорий. Следующий шаг — возможность отмены торгового соглашения с Израилем, что может привести к значительным экономическим потерям.

Таким образом, израильскому руководству следует учитывать потенциальные угрозы, не поддаваясь чрезмерному страху перед BDS, но также не игнорируя эту кампанию. Необходимы активные и продуманные меры против призывов к академическому бойкоту Израиля, о которых будет рассказано в следующем материале.

Оцените статью
Ритм Москвы