«В этом году мы все-таки решили поехать на майские праздники за границу. Так что аннулируйте, пожалуйста, мое бронирование», — написал сегодня один из наших постоянных гостей, который ежегодно приезжал в Санкт-Петербург весной.
«Два года подряд мы отказывались от поездок всей семьей за рубеж — было дорого. А теперь здесь цены снова выше. Да и рубль растет. Насиделись дома, в России, побыли патриотами — и хватит! Поедем в Прагу.»
Прочитав это сообщение, я углубился в операционную систему отеля и поговорил с несколькими коллегами-отельерами. Информация оказалась показательной: загрузка на майские праздники в гостиницах Санкт-Петербурга подозрительно не растет и даже немного снизилась — впервые за два последних года. Обычно в это время в отелях «северной столицы» преобладают наши соотечественники.
Новогодние и майские праздники стали своего рода «лакмусовой бумажкой» спроса на отечественные туристические услуги. При «высоком» рубле и растущих ценах на эти услуги мода на внутренний туризм у россиян быстро проходит. Ведь еще совсем недавно многие коллеги утверждали, что это надолго. «Ну наконец! Это же подъем патриотизма, «тренд» на «свое», в том числе и на туризм. Такое — всегда надолго. Наелись наши всем турецким, египетским и европейским». Но теперь соотечественники снова потянулись за границу и быстро забыли, что их по-прежнему ждут в российских городах и на курортах.
По данным портала Skyscanner, 70 процентов российских путешественников собираются провести «майские» за границей. А согласно информации российской ассоциации туроператоров, количество проданных туров в европейские мегаполисы выросло на 61 процент по сравнению с прошлым годом. Именно европейские города стали основными конкурентами для российских туристических центров, таких как Санкт-Петербург, Москва и города «Золотого кольца». Эти направления за последние два года стали бенефициарами «отложенного спроса» на Европу у россиян — своего рода туристическим «импортозамещением». Эрмитаж — вместо Лувра, Нева — вместо Темзы, Большой театр — вместо Венской оперы. Красиво и патриотично.
Важную роль в выборе направлений играет и психологический фактор — привыкание к кризису и тоска по заграничным путешествиям, даже недалеко, в Финляндию. Отель «Гельвеция» расположен рядом с Финским визовым центром в Санкт-Петербурге — на улице Марата. Ранее здесь собирались толпы скучающих страховых агентов, навязывающих свои услуги единичным посетителям. Сегодня же поток желающих получить визы значительно увеличился. На границе с Финляндией и Эстонией снова наблюдаются длинные очереди автомобилей с номерами из различных российских регионов.
Гостиницы высокого и премиального ценовых сегментов Санкт-Петербурга уже ощутили замедление роста загрузки. Март оказался хуже прошлого года почти на 15 процентов, прежде всего за счет снижения числа российских гостей. Апрель показывает уровень 2016 года. Внутренний туризм демонстрирует явное снижение, и высокий сезон «белых ночей», за исключением Петербургского Экономического Форума, пока демонстрирует незначительное отставание от прошлого года.
Что касается иностранцев, путешествующих по России, то этот сегмент пока не падает, а даже немного растет. Однако это инерционный рост в результате прошлогоднего бума. Резервирование для иностранных туристов обильное, но эти бронирования могут быть изменены или аннулированы без штрафов. Окончательная реализация групповых бронирований в отелях будет определена позже, когда туристические агентства предоставят подтвержденные списки размещения.
Туроператоры въездного туризма оказались в сложных экономических условиях. Некоторые находятся в состоянии близком к панике, так как высокий сезон «на носу». Но вопреки их ожиданиям рубль продолжает укрепляться, а цены на туристическую инфраструктуру — гостиницы, музеи, транспорт — значительно растут. Поднять цены на туры операторы не могут, так как программы и цены публикуются за год, а продажи стартуют за восемь-десять месяцев вперед.
В результате многие туроператоры вынуждены сокращать свои маржи и уже стоят на грани нулевой прибыли или убытков. Год назад они закладывали курс от 70 до 75 рублей за евро, а сегодня евро стоит не выше 60 рублей. Дальнейшее укрепление рубля и сезонный рост цен на туристическую инфраструктуру могут заставить операторов повысить цены на те туры, запросы на которые поступают, а продажи еще не начались. Это, в свою очередь, может привести к отказам части иностранцев от поездок в Россию и аннуляции бронирований в гостиницах, прежде всего в бюджетном и среднем ценовых сегментах.
Для въездного туризма высокий курс рубля является губительным, поскольку это экспортная услуга. Туристический бум в России за прошедшие два года продемонстрировал явную тенденцию: иностранному туристу не важно, что происходит с экономикой и санкциями. Турист всегда выбирает то место, где дешево и безопасно. Но как только услуга дорожает, она перестает быть интересной как для местных, так и для иностранных. Пока в Санкт-Петербурге растет лишь круизный туризм, но это увеличение количества туристов происходит количественно, а не качественно.
Круизеры, как правило, не тратят деньги в магазинах, ресторанах или театрах, не живут в гостиницах, а следовательно, не приносят значительного дохода в городскую казну. Это, в конечном счете, скажется на каждом из нас.