04.02.2015 Верховная Рада Украины приняла решение о подаче заявления в Международный уголовный суд, признавая юрисдикцию этого суда в отношении преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных высшими должностными лицами Российской Федерации. Эти действия привели к тяжким последствиям и массовым убийствам украинских граждан. В целом, это решение является весьма разумным и оправданным шагом. Однако, к сожалению, оно не получает должного освещения в СМИ.
Следует отметить, что Верховная Рада опоздала с этим решением как минимум на год. По фактам аннексии Крыма и ведения войны на востоке Украины украинские правоохранительные органы должны были еще год назад возбудить уголовные дела против высокопоставленных чиновников РФ, причастных к данным преступлениям. Годичное бездействие украинских депутатов и правоохранителей вызывает обоснованное недоумение. Если бы по факту аннексии Крыма дело было возбуждено, а депутаты обратились в международный трибунал, Украина, возможно, смогла бы избежать тех кровавых событий, которые продолжаются на востоке страны уже почти год.
Аннексия Крыма и ведение войны на востоке Украины, а также связанные с этим преступления против человечности, геноцид и военные злодеяния, являются международными тяжкими преступлениями, подсудными международному трибуналу. Некоторые скептики среди украинских властей опасаются, что подписание Римского статута может быть использовано против них. Однако такой подход вызывает сомнения. Верховная Рада признала юрисдикцию Гаагского трибунала относительно военных преступлений высших должностных лиц РФ. Это означает, что трибунал вправе решать о возбуждении расследования только в случае, если установит наличие преступных действий со стороны этих лиц.
Кроме того, если в ходе международного расследования будут выявлены факты преступлений, российские чиновники могут представить международному уголовному трибуналу материалы уголовного дела, возбужденного против ряда украинских военных и чиновников. Это обстоятельство вызывает определенное беспокойство у некоторых украинских чиновников. Тем не менее, само по себе уголовное дело против украинских военных и чиновников представляет собой акт правовой агрессии.
Судьи международного суда, как и любые другие органы правосудия, осуществляют проверку представленных доказательств на предмет их допустимости, достаточности и объективности. Они действуют независимо, и это отличается от подхода их российских коллег. Научно-фабрикованные «доказательства преступлений киевской хунты», созданные с помощью постановочных сюжетов российских СМИ, вряд ли будут соответствовать необходимым критериям.
Таким образом, представление материалов наспех сфабрикованного уголовного дела в отношении украинских чиновников лишь подтвердит участие России как страны-агрессора в конфликте с Украиной. Кроме того, наличие такого заявления в Гаагском трибунале побудит украинские органы, такие как Генпрокуратура и МВД, активно выполнять свои обязанности по сбору доказательств военных преступлений.
Властям Украины не стоит бояться привлечения к международной ответственности за гибель сепаратистов и террористов, поскольку все добровольческие батальоны действовали в интересах национальной безопасности, защищая страну от внешней интервенции. Санкциями и резолюциями цивилизованный мир уже признал Россию агрессором. Чем дольше продолжается конфликт, тем больше появляется доказательств преступлений режима.
Международное уголовное правосудие, как институт, далек от идеала, и подача заявления Верховной Рады в международный трибунал может выявить недостатки в его работе. Я убежден, что, используя международно-правовые инструменты, власти Украины могут инициировать процедуры изменения в работе Гаагского трибунала.
В любом случае, взаимодействие украинских властей с Гаагским трибуналом и расследование всех военных преступлений требует общественного контроля со стороны международных институтов и изучения со стороны научного юридического сообщества.