Во всех московских аэропортах, вокзалах и в метрополитене работают профайлеры — профессионалы, выявляющие потенциальных террористов. Об этом сообщил член экспертного совета при комитете ГД по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ, главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь.
В аэропорту Домодедово подтвердили, что на территории аэропорта работают специалисты по профайлингу. В пресс-службе аэропорта Шереметьево отметили, что такие сведения не подлежат разглашению. Московский метрополитен не предоставил оперативно информацию.
Эксперты рассказали, как работают профайлеры в системе антитеррористической безопасности России и с какими трудностями сталкиваются. Профайлинг — это технология выявления потенциально опасных людей, основанная на анализе человеческого поведения. Она применяется в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, в метро и торговых центрах. Профайлинг осуществляют специально обученные профессионалы — профайлеры.
«Профайлеры должны в толпе по внешнему виду и невербальным признакам быстро и точно определить опасного пассажира. Например, человек, находящийся в состоянии транса, гнева или страха, обязательно привлечет внимание профайлера. Признаки таких эмоций могут быть незаметны обычному человеку, в то время как профессионал сможет их распознать. Хороший профайлер должен обладать множеством качеств и компетенций, формирующихся в результате большого профессионального опыта», — говорит Анна Кулик, руководитель Академии профайлинга.
Кулик замечает, что профайлинг является модной темой, но принцип работы профайлеров зачастую понимается неправильно. «Для того чтобы овладеть этой профессией, недостаточно прочитать популярную литературу о языке жестов или изучить приемы НЛП. Технологии постоянно меняются, поскольку среди террористов много профессиональных психологов, обучающих шахидов, как обманывать профайлеров. Мы, в свою очередь, изучаем их методы. Профайлер должен постоянно повышать квалификацию. Он обязан быстро отличать просто расстроенного человека от преступника и вести разговор с подозрительным пассажиром так, чтобы не вызвать панику среди других людей», — добавляет она.
Кулик также отмечает, что службы профайлеров работают в системе антитеррористической безопасности многих стран мира. Самой эффективной считается профайлинговая служба Израиля, где профайлинг появился в 70-х годах 20-го века. «Израильтяне создали очень эффективную систему, сейчас они постоянно передают знания специалистам из различных стран мира», — подчеркивает Кулик.
Евгений Спирица, руководитель международной академии исследования лжи, утверждает, что наиболее успешная профайлинговая служба функционирует в системе антитеррористической безопасности Великобритании.
В России впервые о создании профессиональной профайлинговой службы в системе безопасности аэропортов заговорили в 2004 году, после взрывов самолетов, летевших из Домодедово. После взрыва в 2011 году в зале прилета того же аэропорта снова обсуждали необходимость работы профайлеров на всех транспортных узлах. В тот день профайлеры действительно работали в аэропорту Домодедово, но трагедию предотвратить не удалось. В настоящее время профайлеры действуют во всех московских аэропортах.
По словам Сергея Груздя, профайлеры охраняют многие московские вокзалы и метрополитен. Также они работают в аэропортах Петербурга, Перми, Новосибирска и Казани. Как правило, это сотрудники службы охраны аэропорта, прошедшие курсы повышения квалификации.
Ульяна Никоненко, профайлер и владелец компании «Политраст», отмечает, что интерес к профайлингу растет. «Мы постоянно проводим семинары по профайлингу для сотрудников различных силовых структур и служб безопасности. К нам обращаются крупные торговые центры, например, не так давно мы обучали работников ‘Азбуки вкуса’.»
Кулик добавляет, что профайлеры начали проводить лекции для студентов МГИМО и МГУ. «Нас беспокоит, что террористические группировки вербуют последователей среди студентов. На занятиях наши специалисты объясняют, как происходит вербовка в соцсетях и как ей противостоять», — подчеркивает она.
Все эксперты, с которыми общались, подтверждают, что уровень квалификации профайлеров в России пока оставляет желать лучшего.
Продолжение статьи ищите на «Йоде». Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке.