Полная история площади Красных ворот

Дом Лермонтова, императорские ворота, сталинская высотка и бункер РЖД

В Москве есть площади, названия которых носят следы уже несуществующих на них сооружений. Одной из таких стала площадь Красные ворота. Для многих она символ бездумного сноса памятников архитектуры советской эпохи, а для других — просто странное название. Сегодня в очередной серии историй столичных площадей мы расскажем, почему так получилось.

КРАСНО-БЕЛЫЕ ВОРОТА

Площадь Красных ворот своим именем происходит с Петровской эпохи. Первые ворота на этом месте были построены после Полтавской битвы в 1709 году. Они предназначались для триумфальной встречи возвращавшихся войск. Одно из первых сооружений такого рода в России было сделано из дерева, поэтому простоять долго, как и воротам на Триумфальной площади, им было сложно. Жена Петра I, принесшая традицию таких ворот и важность этой площади (отсюда ехали в немецкую слободу), Екатерина I распорядилась поставить новые ворота к своей коронации. Постепенно их начали называть «красными», то есть красивыми. Однако названию по имени императора закрепиться было сложно, поскольку через восемь лет, в 1732 году, ворота сгорели.

Ещё одна императрица, Елизавета Петровна, в 1742 году через уже новые ворота проезжала из Кремля в Лефортовский дворец. Но и они вскоре сгорели, оставив свой облик в истории и для планов реставраторов. Ворота решили восстановить, но в каменном виде. Этим в 1753 году занялся архитектор Дмитрий Ухтомский. Он увеличил высоту сооружения и украсил его лепниной, росписями на тему мужества и экономического процветания. Ворота в стиле барокко были выкрашены в красно-белые цвета, а сверху расположилась позолоченная фигурка трубадура.

В XIX веке ворота снова переделали. Сначала для коронации Николая I. Главные изменения — вензель «Н» вместо «Е» и герб российской империи вместо портрета Елизаветы. В 1883 году, в честь венчания на царство Александра III, им вернули исторические елизаветинские вензели. Известная ныне конфигурация кварталов, прилегающих к площади, оформилась в конце XVII века. Доминантной тогда были ворота, а самым крупным зданием — Запасной императорский дворец на северо-востоке. Его первую версию построили полвека ранее на месте сгоревшего житного двора — продовольственного военного склада. В 1753 году по указу Елизаветы Петровны дворцы заменили двухэтажным прямоугольным зданием с внутренним двором, которое исполняло функцию склада.

ДОМ, В КОТОРОМ РОДИЛСЯ ЛЕРМОНТОВ

В 1814 году в этом районе случилось событие, которое заметно повлияло на его облик в будущем. В построенном в конце XVII века доме графа Конрад Фридриха фон Толя в ночь с 2 на 3 октября родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь же его затем и крестили. Тогда здание было каменным в два этажа и находилось на окраине города. Через улицу от него, будущий «садовый бульвар», стояла церковь Трёх Святителей, в метрической книге которой и был зафиксирован факт рождения. Этот храм известен с 1635 года, в каменном виде типа «восьмерик на четверике» с одним куполом — с конца XVII века. В XIX веке здание перестраивали, и оно стало трёхэтажным.

К 50-летию гибели Лермонтова, в 1891 году, на доме открыли памятную доску. Рядом находился и до сих пор жив Красноворотский сквер, который к столетию рождения поэта переименовали в Лермонтовский. Шла Первая мировая война, возбуждавшая антигерманские настроения. В один день 1915 года толпа разгромила контору «Кос и Дюрр», которой владели прибалты. Они занимали часть здания — из-за этого пострадала и комната, в которой, как считалось, родился Лермонтов.

Рядом с Красноворотской площадью в начале XX века построили доходные дома. По соседству с «домом Лермонтова» в 1904 году вырос высотный для того времени восьмиэтажный доходный дом Ф. И. Афремова в стиле модерн по проекту архитектора Осипа Шишковского. Это было самое высокое здание в Москве. В сторону центра, за Красными воротами, в те же годы был построен доходный дом Московского торгово-строительного акционерного общества. В здании бывшего Запасного дворца в 1902 году был заложен Институт для благородных девиц имени императора Александра III. Здание перестроили по проекту архитектора Александра Мейснера, попутно найдя в нём каменную доску с надписью славянской вязью. Пресса тогда предположила, что «здания эти построены в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, и что здесь было когда-то отделение монетного двора». Учебное учреждение курировалось московским дворянским собранием и открыло свои двери в 1906 году.

Красные ворота в начале XX века продолжали выполнять функцию триумфальных, посвящённых монаршей семье. Но оставалось им недолго.

КРАСНЫЕ СНОСЯТ ВОРОТА

Смена эпох отразилась на Красноворотской, национализацией доходных домов, переименованием ненадолго Лермонтовского сквера в Красногвардейский и выселением института благородных девиц. Вместо института в здании бывшего Запасного дворца поселился Наркомат путей сообщения. Для него это место было удобным — в шаговой доступности сразу четыре вокзала. Чтобы расширить пространство площади для транспорта, в 1920-х было решено снести Красные ворота. После небольших обновлений ворот Щусевым, который их защищал, в марте 1927 года президиум ВЦИК разрешил Моссовету произвести разбор сооружения. Против были многие работники культуры, учёные и просто москвичи. Наркомат путей сообщения даже предлагал передвинуть их на другую сторону площади.

К тому времени ворота уже выглядели менее торжественно: были сняты гербы и вензеля, вместо них иногда вешали плакаты с Лениным. Под аркой шли трамвайные пути, появившиеся на площади в 1906 году, а сверху сохранилась фигура трубадура. Разобрали ворота так, что собрать их обратно не представлялось возможным — раздолбив. Полученный материал, часто выглядевший строительным мусором, отправили на коммунальные нужды. А вместо них ничего не построили.

В следующем 1928 году сносу подвергся и стоящий рядом храм Трёх Крестителей. От него сохранился только иконостас, перенесённый позднее в церковь Иоанна Воина на Якиманке. Строить, а не ломать, начали, но не на месте ворот и храма; на их месте ничего так и не построили. Здание бывшего Запасного дворца подверглось радикальным изменениям. Его в начале 1930-х перестроили в стиле конструктивизма для нужд Наркомата путей сообщения, вырастив на пару этажей и надстроив башню на пересечении Садового кольца и Новой Басманной улицы. На башне по проекту архитектора Ивана Фомина прикрепили часы и железнодорожную эмблему — колесо с крылышками. Благодаря ей появилось народное именование здания, поддержанное самим автором — «паровоз». Кстати, в подвале «дома Афремова» в это время конструировали не паровозы, а ракеты — там расположилась «Группа изучения реактивного движения», в которой работали, в частности, Сергей Королёв и Фридрих Цандер.

Чуть дальше по Басманной улице по проекту Фомина в стиле арт-деко строят поликлинику НКПС. Ранее на другой стороне площади в похожем стиле в 1929 году был построен дом кооператива работников Наркомата иностранных дел, существующий и в наши дни. Эти здания составляли часть планируемого конструктивистского района.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ МЕТРО

Железная дорога, но не в офисах, а под землёй, приехала на Красноворотскую в 1935 году. Первая линия прошла здесь от Трёх вокзалов к Лубянке с остановкой на станции «Красные ворота». Стыдиться прошлого в виде триумфальных ворот метростроевцы не стали — вестибюль станции был выполнен в форме арки. Проект станции Ивана Фомина, Николая Андриканича и Николая Ладовского (автор вестибюля) получил Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Продолжение текста про метро и высотку ждите в следующих публикациях.

Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы