Глубоко законспирированный член УИКа рассказывает о том, как Алексей Навальный и его штаб проспали второй тур. Главная проблема всех, кто работает на выборах, — бессонница. И вот я отоспался, и могу, наконец, все рассказать.
Почти все, кто начал в последние годы работать на выборах наблюдателями или членами избирательных комиссий, руководствуются принципом «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Работа в избирательной комиссии – это очень тяжелый труд. Не спать приходится не только в день голосования с 5 утра до поздней ночи, когда заканчивается подсчет голосов. Накануне несколько дней идет подготовка. Самые тяжелые нагрузки достаются председателям комиссий – чем выше уровень комиссии, тем им тяжелей. Подозреваю, что главный талант Чурова вовсе не в том, чтобы рисовать 146%, а в способности продуктивно работать без сна и под сильнейшим давлением в решающие несколько суток.
В день выборов по председателю нашей комиссии видно, что она не спала эту ночь, а предыдущие спала мало. Тем не менее, весь день выборов и последующую ночь она работала больше других и ни разу не позволила себе посидеть пять минут без дела. Выборы выигрывает тот, кто не спит до победы – вот мудрость, которую должен узнать каждый политик.
Даже при крайне низкой явке работы хватает. Три перерыва на завтрак, обед и ужин кажутся непозволительной роскошью. Счастье, если удается найти пару минут, чтобы выйти на улицу за глотком воздуха. 12 часов голосования, затем подсчет еще часа 4 и еще столько же в территориальной комиссии в ожидании большого протокола. И за все это время нельзя сделать ни одной ошибки, каждая грозит бесконечными пересчетами сотен бюллетеней и подозрениями окружающих.
Вспоминать о нарушениях как-то даже смешно. Да, нарушения были. Сотрудники управы, не имеющие отношения к выборам, находились на участках; рядом с одним из участков был пойман таджикский дворник на велосипеде с переносной урной; пожилые люди, голосовавшие на дому по воле соцработников, принесли победителю первое место (на моем участке разрыв между первым и вторым местами составил 11 голосов). Но для меня это не основание выйти на площадь, а только повод лучше работать через год, когда будут выборы в Московскую городскую думу.
Мне приятно, что почти все члены комиссии, в которой я оказался, очень серьезно относились к тому, что они являются не участниками выборов, а лишь создают условия для других. Их задача максимально точно исполнять процедуру, не принося в нее ничего от себя. А наградой служит уверенность каждого в том, что на нашем участке все идеально, что ничего не надо пересчитывать, и все цифры сходятся с первого раза.
Примерно к полуночи все бюллетени и документы упакованы, убраны урны и настенная агитация, а большинство членов участковой комиссии готовы отправиться спать. На прощание общая фотография на школьной лестнице. После этого веселая председатель комиссии достает из сумки пачку подписанных конвертов и раздает всем участникам. На мою просьбу дать мне возможность расписаться в ведомости председатель смеется: «ну что вы, там 140 рублей по ведомости». В моем конверте оказалось 2000.
Совсем уже поздней ночью мы привезли в штаб Навального протокол территориальной комиссии, обещавший второй тур. 46% у Собянина, 33% у Навального. Я вез эту бумажку и был уверен, что именно ее там сейчас ждут. Я знал, что если побольше таких бумажек опубликовать ночью, пока продолжается подсчет, дорисовать 2% будет очень сложно.
В штабе нас никто не встречал. Кандидат, не видя ничего вокруг, прошел в сторону машины, которая увезла его спать, начальник штаба был слишком увлечен интервью и попросил отстать от него с бумажками. Единственным человеком, который с нами разговаривал, оказалась совсем юная девушка, объяснившая, что работает без выходных три месяца и очень устала. К сожалению, за эти месяцы она не смогла выучить разницу между участковой комиссией и территориальной. Бумажку, добытую упорным трудом многих людей и обещавшую второй тур, пришлось оставить себе на память.
Сегодня все разговоры сводятся к двум позициям: «Собянин украл голоса» и «Навальный сам не верил в такой результат, а потому не смог удержать победу (проведение второго тура)». Я не примкну ни к одной из сторон, хотя с обеими согласен. Я видел честные (действительно самые честные в истории страны) выборы на своем участке, где оба набрали около 40% и это, как мне кажется, не заслуга кандидатов. Это заслуга людей, работавших над решением проблемы, которая вывела нас когда-то на первый митинг.
Проблема эта техническая. Избирательный механизм в стране не работал. Это примерно как если бы все градусники показывали произвольную температуру, и врачи делали назначения по своему усмотрению. Сегодня мы победили эту техническую проблему, хотя бы в столице. Люди, пришедшие работать в избирательные комиссии и ставшие наблюдателями – вот настоящие герои. Собянин, Навальный и кто угодно пусть учатся играть лучше, а мы проследим за тем, чтобы правила не нарушались и при необходимости подсчет был точным как фотофиниш.