До Нового 2013 года от Рождества Христова остаются считанные часы. Россия с нетерпением ожидает прихода Деда Мороза и Снегурочки, а также, особенно дети, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, чертей, Соловья Разбойника и других злодеев. В этой борьбе девочке Насте (в Советское Время пионеру Вове) удастся зажечь елку на празднике, который будет транслироваться по всей стране – и после этого все найдут под елкой свои подарки.
В католических странах с таким же нетерпением ждут прихода Санта Клауса, по традиции толстенького, с животиком, а также падения Шара на Times Square и танцев десятков девушек в телешоу. Эти представления, если взглянуть на них сквозь призму современности, едва ли можно назвать скромными. Совершенно не задумываясь и даже не зная, что и Новый Год, и Новая Эра ведут отсчет от совершенно иного праздника, который никто в христианских странах не отменял, но о котором все по причинам, важным и интересным, забыли.
Зададимся простым вопросом: если Новая Эра ведет начало от Рождества Христова, получается, что Христос родился на 8 дней до начала Эры. Это связано с тем, что Рождество, как в католических, так и православных, и протестантских странах, отмечается на восемь дней раньше, чем Новый Год. Ответ, который мог бы удивить многих: наша Эра берет начало не от Рождества Христова, а от праздника, который отцами церкви был выбран в качестве Главного Праздника Христианства – Обрезания Господня, обрезания еврейского мальчика Иисуса Христа.
Современному христианину такая информация может показаться странной и даже оскорбительной, что говорит о эволюции христианства и удалении от представлений о том, что является центральным в христианской вере. Именно в V веке, когда отцы церкви пришли к власти в Римской Империи, были учреждены новые христианские праздники вместо традиционных языческих.
Напомним историю: в Древнем Риме самым любимым праздником, начинавшемся 22 декабря, были Сатруналии, в честь Бога Времени Сатурна. Это время, когда господа прислушивались к рабам, обменивались подарками и устраивали карнавалы, продолжающиеся до окончания месяца. Праздник заканчивался днем Януса, Бога с двумя лицами, который смотрел в прошлое и будущее, символизируя начало Нового года.
С приходом христианства и запретом всех языческих обрядов, традиционные праздники, отмечаемые тысячу лет, были отменены. Однако, чтобы заменить Сатурналии, было решено назначить на это время праздник, начинавшийся рождением Иисуса и заканчивающийся Обрезанием Господа. Еврейская традиция обрезания представляет собой момент единения человека с Богом, когда ребенку давали имя. Иисус Христос, безусловно, был евреем, и его обрезание стало кульминацией праздников, связанных с его рождением.
Обрезание Господа 1 января существует и в католической, и в православной церквах, но, в отличие от первых христиан, оно стало восприниматься как менее значимый праздник. Это указывает на эволюцию христианства, которое постепенно уходит от своих основополагающих принципов.
Согласно письмам апостола Павла, обрезание было великим преимуществом, как и важно помнить, что Новый год, который мы отмечаем, отсчитывается с восьмого дня после Рождества, от его Обрезания. Христиане первого тысячелетия рассматривали это событие как священный обряд, замененный для неевреев водным крещением.
Как же могло случиться, что величайший праздник Христианства, понимавшийся так основополагающе в ранние времена, сменился на современные обряды с Дедом Морозом, фейерверками, Бабой Ягой и другими персонажами, с которыми христианство ранее боролось? Эволюция праздника говорит о более глубоком изменении в восприятии христианством своих корней и исторического контекста.
Нам следует помнить про эти восемь дней с Рождества до Обрезания, которые были временем возвышения и духовного очищения. Каждому из нас следует задуматься о том, что именно этот период был посвящен всему светлому, и не стоит забывать о его значении, несмотря на изменения, произошедшие в культуре и религии на протяжении веков.