Россия 2011: пенсионный возраст 35 лет, старость в сорок

В России произошла Великая Ювенальная Революция, которая, в отличие от мировой революции Троцкого, может распространиться на все континенты. Многие могут пожать плечами: продолжительность жизни во всех цивилизованных странах растет, а вместе с ней и пенсионный возраст. Россия не исключение.

Если говорить о медицинском возрасте и том, с какого момента начинается государственная помощь по старости, это так. Однако, если рассматривать социальный возраст, ситуация меняется. Стремительно развивающиеся технологии привели человечество к состоянию, когда молодые учат старших. Под старшими подразумеваются люди не только за пятьдесят или сорок, но порой даже за тридцать, особенно в таких областях, как программирование. А в среднем, если говорить о Москве, социальная старость начинается приблизительно в 35 лет. Это касается большинства популярных профессий: маркетологов, бухгалтеров, журналистов, менеджеров – практически всех.

Задумайтесь, кому легче устроиться на работу? Двадцатипятилетнему выпускнику университета с 2-3 летним стажем или опытному сорокапятилетнему специалисту? Ответ очевиден, но такой ситуации раньше не было в истории человечества! Это касается не только России. Объективно, инверсия отец <=> дети, когда дети более востребованы обществом, чем родители, происходит во всем Западном мире. Но в России тайное становится явным быстрее, и явное, если оно явное, становится более заметным, чем где-либо.

Сегодня, в современном обществе – а Россия с ее склонностью доводить все до крайности – дети умнее родителей в том смысле, что они обучают, а родители у них учатся. Молодежь динамичнее в быстро меняющемся мире, способна адаптироваться к любым изменениям. В средние века опыт отцов был основой опыта детей, затем это изменилось, и опыт отцов стал основой для построения жизни детей. Однако в мире, где ключевые технологии меняются каждые несколько лет, опыт отцов объективно детям не нужен. Без ‘бремени’ традиций они становятся динамичнее и успешнее.

В XXI веке яйца учат кур – и это не пустые слова. Достаточно просмотреть объявления о работе: «требуется менеджер до 35 лет» или «нужен специалист по маркетингу. Возраст – не более тридцати», особенно в области программирования. Это объясняется тем, что молодежь обучается легче и быстрее, а также работает более эффективно. Если бы не существовало общественных институтов, маскирующих эту реальность, к примеру, руководителей компаний, депутатов и других представителей старшего поколения, можно было бы предположить, что те, кому за сорок, могут быть исключены из общества без ущерба для экономического роста и развития.

Страшно, но объективно, ситуация описана верно. Искусственное перераспределение власти и финансов рано или поздно сменится на естественное, соответствующее бурному развитию технологий. В таком обществе возникнут идеологии ненужности людей старше сорока, появятся общественные движения и политические партии, а затем и законы, подобные тем, что в США приравнивают женщин к меньшинствам, предоставляя им преимущества перед так называемым сильным полом.

Каким последствиям приведет Всемирная Ювенальная Революция – это отдельный вопрос. Но очевидно, что мы движемся к революции, не менее значимой, чем Французская или Октябрьская. Чтобы не видеть этого, нужно оставаться слепым, отказываясь видеть то, что перед глазами. Молодым везде у нас дорога! – строчка из популярной песни олицетворяет этот процесс как никогда.

Скорость технологических изменений и омоложение ключевых фигур в обществе приводят не только к прогрессу, но и к определённым негативным последствиям в образовании, культуре и науке. Математики могут добиться результатов очень рано, танцоры балета же, учитывая физиологические аспекты, близки к пенсионному возрасту в 35 лет. Однако для работы в ключевых областях науки и технологий, для написания серьезных научных трудов нужен опыт и широта взглядов. Тридцать лет – это только пора становления специалиста, за которой следуют годы творческого роста, основанного не только на таланте, но и на опыте.

Кроме того, общество, в котором отсутствуют традиции и где всё меняется каждые несколько лет, действительно ли можно считать обществом? Это неприятный вопрос. Падение нравственности и уровня образованности, сопоставимое с тем, что происходило в Древнем Риме перед его распадом, также взаимосвязано с быстротой технологических изменений и «ювенализацией» ключевых фигур общества.

Такова реальность. И, судя по всему, в будущем нас ждут новые вызовы. Цивилизация, в которой можно достичь вершин за счет смекалки и ухарства, а не через опыт, знания и глубокое понимание, определенно является больной. Долго так продолжаться не может. Это неизбежно приведет к кризису, и не только в России, но во всем мире. Ситуация в «цивилизованных» странах всё больше напоминает первобытно-общинный строй, когда зрелость мужчины наступала в 16 лет. Со временем этот возраст возрос до 20, 30 и даже 40 лет, но теперь человечество вновь приближается к тем временным рамкам, что были в первобытных обществах.

Как гармонизировать эту ситуацию? Как сделать так, чтобы социальный пенсионный возраст наступал позже, и чтобы отцы могли обучать детей так, как это происходило веками? Куда ведет социальная ювенализация человечества: в пропасть или к новым вершинам? Главный вопрос остается: нужно ли пытаться изменить ход событий? Это темы, выходящие за рамки данной заметки.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы