Россия и Болонский процесс: взгляд в историю образования
Россия присоединилась к Болонскому процессу в конце тысячелетия, который открыл новую эру универсализации образования, выделив магистратуру и бакалавриат. Однако стоит отметить, что она пропустила другой Болонский процесс, начатый за 900 лет до этого. Первый европейский университет был основан в Болонье в XI веке, и с этого момента началось создание новой Европы, которая на протяжении более пятисот лет пребывала в так называемые «темные века» после падения Рима.
Римская империя, подобно России сегодня, состояла из множества народов, которые объединяло римское право. После принятия христианства оно было заменено божественным правом, что в итоге привело к его упразднению. Принципы «Божественного Право Королей» и «Всякая Власть от Бога» оказались выгодными лишь для сильных и привели к беспределу. Юстиниан, ненадолго объединивший Западную и Восточную империи в VI веке, создал юридический кодекс, основы которого легли на идее, что без правовой базы невозможно управление не рабами, а гражданами.
На протяжении многих веков Европа оказалась погруженной в правовой нигилизм и жизнь по понятиям, что, как ни странно, близко многим россиянам и сегодня. Революционная идея университетов заключалась в том, чтобы сблизить божественное и человеческое право, закон и мораль, что стало настоящей дерзостью в образовании и мировоззрении после победы христианства над язычеством. Первые университеты, такие как Болонский, Парижский и Пражский, имели лишь два факультета: богословский и юридический. Вскоре возникли новые дисциплины, такие как медицина и математика, что стало естественным продолжением начатого.
К 1150 году в Болонье обучались около 10 тысяч студентов со всей Европы, а с XII века выпускники университетов стали работать в государственных учреждениях, становясь судьями и адвокатами. Только в Парижском университете в XIV–XV веках обучалось до 25 тысяч студентов, что превышало количество студентов в Московском и Петербургском университетах XIX–середины XX века. Именно с введением правового сознания в общество возникла объединенная Европа, что стало основой для Ренессанса, Просвещения и Промышленной революции.
Тем не менее, первый университет в России был основан только в 1755 году, спустя 600 лет после Болонского процесса. За это время в европейских странах, таких как Прага и Львов, университеты уже действовали. Общество задается вопросом: почему правители, начиная с Ивана III, не задумались о создании университета, когда приглашали итальянских архитекторов и профессоров для строительства Кремля? Почему к образованию подданных относились с опасением, а не с надеждой на развитие?
В России, где на протяжении 150 лет жители жили по указам, а не по законам, неудивительно, что даже при Екатерине Великой на открытом юридическом факультете обучался всего один юрист, который не смог найти себе применение. В отличие от Бостона, который был основан в 1630 году, где вскоре был создан Гарвардский колледж, Московский университет открыли только через 600 лет.
В это время Российская империя расширялась, охватывая территорию от Балтики до Тихого океана, но мысль о просвещении населения оставалась чуждой власти. Идея массового образования воспринималась как угроза, что отражает современное число конкурентоспособных продуктов на мировом рынке, производимых в России, по сравнению с другими странами.
Правители, начиная от Ивана Калиты до большевиков, высказывали сомнения в необходимости народного просвещения. Например, адмирал А.С. Шишков, министр народного просвещения, говорил, что «обучение грамоте всего народа принесло бы больше вреда, чем пользы». Не лучше обстояли дела и в советские времена: изучение истории как науки было приостановлено, и гуманитарные дисциплины сводились к идеологическим программам.
Таким образом, правовой нигилизм в России имеет глубокие корни и формировался на протяжении веков, впитывая в себя элементарные проблемы: незащищенность слабого перед сильным и коррупция, ставшая частью государственного функционирования. Без преодоления этих проблем невозможно говорить о модернизации и технологическом развитии страны.
Несмотря на отсутствие университетов в Киевской Руси и Московии, элементы европейского правового сознания существовали в таких городах, как Новгород, Псков и Тверь. Однако с падением этих городов и созданием централизованной власти в Москве правовой сознание потеряло свою значимость до наших дней.
В итоге, правовой беспредел в России остается актуальной проблемой, и для преодоления этого недостатка необходимо возродить правовую культуру, от которой зависит будущее страны.