Москва это страна. Москвичи это народ

В далекие восьмидесятые, выступая в концертном зале у Финляндского Вокзала, писатель Андрей Битов произнес прекрасную фразу: «ЛЕНИНГРАДЦЫ ЭТО НАРОД!» Жаль, что это утверждение осталось недооцененным. Оно улетело вместе с колебаниями воздуха, которые донесли эти слова до сидевших в зале, не войдя в учебники и не став само собой разумеющимся. Если бы это было так, заглавие этой заметки: «МОСКВИЧИ ЭТО НАРОД!» являлось бы констатацией очевидного и не требовало бы пояснений. Однако, то, что МОСКВИЧИ – ЭТО НАРОД, является фактом бесспорным. Более 12 миллионов – больше, чем население многих европейских стран (Чехия – 10,5 млн, Бельгия – 10,5, Сербия – 8, Словакия – 5,4, Норвегия – 7, Швеция – 9,5, Финляндия – 5 и так далее).

Понимание жизни, приоритетов и возможностей, а также отношение к остальной России отличается от такового на всей остальной территории Федерации. Это тоже было заметно в СССР, хотя и несколько иначе. Московский патриотизм не тождественен российскому патриотизму и отличается не только тем, чем “малая родина” от “большой” — скажем, в Петрозаводске или Саратове. Московский патриотизм кардинально отличается от патриотизма новгородского, тувинского или сахалинского!

Распространенная по всей РФ присказка «Москва не Россия» имеет буквальный смысл. Москва не является Россией в том же смысле, как Индия, Канада, Кения, Зимбабве или Уганда никогда не были Великобританией, несмотря на английский язык. Московский русский язык отличается от русского языка Вологды, Казани и Владивостока так же, как английский язык Австралии отличается от языка Лондона. Москвичи и провинциалы обладают разными чувствами гордости: когда говорят, что «РОССИЯ ЭТО ИМПЕРИЯ!», то часто умалчивают, империя кого? Империя всех над всеми?

Но ведь это абсурд! Кто подчинил себе территорию Российской Империи? Чтобы империя существовала, метрополия должна быть. Римской Империей правил Рим, Британской Империей — Великобритания и город Лондон. Российской Империей Романовых, само собой разумеется, управляли из Петербурга. Монгольской Империей сначала управляли из Каракорума, затем из Пекина. Советской и постсоветской Империей правили из Москвы, и продолжают править. Почему же не говорить об этом горделиво и величаво?

Москвичи – это народ. Имперский народ! Имперскому народу подчиняется многонациональный российский народ, и это нужно отчетливо понимать. Конечно, не каждый москвич — имперец, как и героев романов Диккенса трудно было назвать представителями имперской нации, несмотря на их принадлежность к Имперскому Народу Британии. Имперская российская нация москвичи, наряду с отрицательными чертами, имеет много замечательных качеств, как Викторианская Англия и Франция 19 — начала 20 века.

Сегодняшняя Москва во многом напоминает Лондон времен Оскара Уайльда: один из самых театральных городов мира, один из мировых центров оперы и балета. Очарование московских посиделок и вернисажей не уступает описанным Бернардом Шоу раутам. Имперская культура обладает несомненной мощью и очарованием, которые имели Париж и Лондон эпохи Империй, а сегодня — и Москва.

Знаменательно, что до Ивана Грозного москвичи назывались не россиянами и не русскими, а московитами. Государство с времен Ивана Третьего (почти сто лет) размером было с современной Францией! Грозный, после взятия Казани, переименовал империю в Государство Российское, пытаясь закамуфлировать очевидное: империя была завоевана Москвой, Государством Московским. И московитами – народом, с самого основания города, многоэтническим. И что самое поразительное: закамуфлировать это удалось! Мощь терминов огромна!

С момента переименования Московского Государства в Российское Государство прошло 450 лет. Казалось бы, за такой длительный срок грани между москвичами и остальными гражданами должны были нивелироваться. Но нет! Москва не Россия – однозначный ответ народов России, который следует воспринимать серьезно. Так же, как и то, что в Украине хозяев Империи называют не русскими, а москалями. Глядят в корень обе страны.

Почему бы не перестать играть в прятки? Не только Сталин был специалистом в языкознании. Талант Грозного как лингвиста недооценен. Переосмыслять его спустя без малого пять веков нет оснований, потому что термины переиначивают реальность и окутывают ее мраком, из которого нужно выбираться на свет.

Москва – это страна. Москвичи – это народ. Давайте произносить это во всеуслышанье! Пора перестать скрывать очевидное. Сегодня в Москве сосредоточено и самое хорошее, и самое плохое в России. Глядя из метрополии, она же столица Империи — практически все.

В Москве более сотни театров, уровень которых уступает разве что только Лондону. Три четверти российских денег находятся в Москве, где больше научно-исследовательских институтов, чем где-либо в мире. Сегодняшняя Москва обращается с Россией, как с колонией: самые прибыльные бизнесы принадлежат москвичам. В Москве издается множество книг и журналов, которые распространяются по стране. В то время как все дороги ведут в Рим, все денежные потоки из России идут в Москву.

Очарование светской жизни в Москве огромно. Но сегодня Москва является самой бандитской и коррумпированной столицей Европы. Есть ли жизнь за МКАДом — вопрос лишь кажущийся шутливым. Ответ очевиден: если и есть, то это второстепенная жизнь. Указанный перечень показывает, что присказка «Москва не Россия» имеет под собой веские основания.

Эта идея не вызывает удивления, потому что Москва — это страна, а москвичи — это народ. Пора наконец уяснить это и с гордостью писать в учебниках, произнося во всеуслышанье, а не стыдливо замалчивать.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы