Узнав о намерениях своего мужа, государя Петра Третьего, сослать её, нелюбимую и ненасытную, София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, более известная как Екатерина Вторая, с помощью братьев Орловых, совершила государственный переворот. А по его завершении, как бы случайно, но на самом деле по приказу императрицы, был убит внук Петра Великого, государь Пётр, который за полгода правления успел сделать немало важного для России. Важен не вопрос, был ли Пётр Третий выдающимся человеком или неудачником, а то, что это было первое в истории России убийство природного государя.
Русские царей убивали в смутное время, но природными государями их не считали. Фёдорович Годунов, сын Бориса, был зверски убит, но его не почитали как рюриковича, а значит его жизнь не была свята. То же относится и к самозванцу Дмитрию Первому, который, хотя и объявил себя Рюриковичем, не все считали таковым. Природными государями считались рюриковичи, потомки Ивана Калиты и Ивана Третьего. Жизнь природного государя считалась священной, так как царская власть от Бога.
По прошествии полутора веков правления Романовых, начиная с 1613 года, они также стали почитаться природными государями. Случая убийства кого-либо из правивших монархов история не знала. И вот немка, приехавшая в Россию, чтобы выйти замуж за племянника Елизаветы, убивает своего мужа, природного государя. Это нарушает многовековую традицию считать царскую власть священной.
Отстранив от власти Ивана Антоновича, законного наследника трона, Екатерина убила своего мужа, что стало новым прецедентом. В результате провокации или заговора император Иван Антонович был убит по приказу Екатерины. Это стало вторым случаем убийства природного императора за время её правления, и после этого прецедента пошло-поехало: сына Екатерины Павла, внука Александра Второго и Николая Второго также убили. Из семи царей Романовых, правивших с Петра Третьего до Николая Второго, четверо были убиты.
Нарушив многовековую традицию священности жизни природного государя, Екатерина сделала царскую власть более человеческой, подвергнув жизнь государей риску. После убийства Петра Третьего Россия изменилась. Власть Государя оставалась сакральной, но жизнь его стала уязвимой. Это означало, что царь, хоть и от Бога, стал не сакрален и не богоподобен.
После Екатерины святость жизни Государя исчезла. Власть свята, но царь может быть убит. Это ощущение противоречия стремительно охватило всю страну. Если убить природного государя возможно, то можно сделать всё. Это необходимо понять, чтобы осознать влияние уничтожения святости на жизнь России. Не случайно восстание Пугачева проходило под знаменем восстановления власти чудесным образом избежавшего смерти Государя Петра Третьего.
Многое терпел русский народ. Но как супружница-немка покусилась на жизнь природного государя, это народ не стерпел. Окраины восстали против «центра», это было только началом. Лицемерие, которое стало особенностью власти, было порождено Екатериной. Убийства монархов пытались скрыть, но ощущение, что царей нельзя убивать, оставалось лишь в теории, тогда как на практике это было совершенно иначе.
Что было бы с русской историей, если бы Екатерина не убила своего мужа, можно только гадать. Однако одно ясно: если бы не произошло убийство Петра Третьего, история России сложилась бы иначе. Это изменение в восприятии власти и жизни государей стало краеугольным камнем, который определял будущее страны.
