Летнее переписывание Конституции и введение множества репрессивных законов стали началом активного уничтожения последних неподконтрольных средств массовой информации в России. Под руководством президента Владимира Путина, такие издания, как «Радио Свобода», «Настоящее время», «Медуза» и другие, подверглись репрессиям. Целый ряд российских журналистов был признан «иностранными агентами», а «Открытые медиа» и «МБХ-медиа» заблокированы Роскомнадзором. Издание «Проект» объявлено «нежелательной организацией», а у руководителей The Insider и «Важные истории» прошли обыски. Редакция студенческого журнала DOXA находится под домашним арестом, а журналист Иван Сафронов провел уже год в «Лефортово» по обвинению в госизмене. Ян Кателевский и Александр Дорогов также более года содержатся в СИЗО по сфабрикованным делам. Этот список далеко не полный.
К августу 2021 года ситуация в стране сложилась так, что заниматься настоящей журналистикой и свободно рассказывать людям о сути нынешней системы, о коррупции и беззаконии стало реально опасно. Мы помним Юрия Щекочихина, Ларису Юдину, Анну Политковскую и многих других российских журналистов, убитых за выполнение своего профессионального долга. Сегодня власть, опьяненная законодательной вседозволенностью, ведет беспрецедентное наступление на прессу. Под надуманными предлогами отдельных журналистов и целые издания клеймят как «иностранные агенты», обвиняют в связях с «нежелательными» или «экстремистскими» организациями, блокируя редакциям все возможности продолжать работу. Журналистам выдают волчий билет, выдавливая их из страны или из профессии.
Почему же российская власть, контролирующая практически все информационные каналы в стране, так боится тех немногих журналистов, которые отваживаются говорить правду? Даже в относительно спокойные времена независимая пресса и оппозиционные журналисты не помешали Кремлю сфальсифицировать выборы, аннексировать Крым и начать войну в Донбассе. Год назад, перед голосованием о поправках в Конституцию, СМИ едва ли представляли угрозу предрешенному итоговому голосованию. Почему именно сейчас власти решили зачищать поле для информации?
Существует множество причин полагать, что в России осуществляется подготовка к новому, еще более репрессивному этапу подавления свободы мысли и, возможно, к войне. Недавно Путин официально озвучил свою политическую доктрину, по которой у России имеется основание для начала войны в любой момент. На выборах во главе правящей партии стоит министр обороны, а в государственных СМИ нагнетается атмосфера ненависти и вражды к соседним странам и внешнему миру.
Ложь в этой подготовке к войне является важнейшим инструментом. Чем больше государственной лжи, тем опаснее становятся люди, способные говорить правду. Власти намерены бороться с подобными голосами целенаправленно и всеми доступными им средствами. Говорить правду, разоблачать ложь и предотвращать войну — это главная задача. Я выражаю солидарность с журналистами преследуемых российских изданий.
Оригинал * российские власти считают организацию иностранным агентом