Почему, собственно, я третий раз возвращаюсь к этому разговору? Потому что выборы 4 декабря 2011 года и политическая реформа Медведева знаменуют начало перемен. Переход от протестных митингов к систематической организации оппозиционных сил, формирование Координационного совета и развёртывание его деятельности по сплочению оппозиции в подготовке и проведении следующих парламентских выборов должны привести к снижению фальсификаций и повышению «честности выборов», а также вызвать волну доверия к ним.
Особо отмечу, что Координационный совет оппозиции включает самые разнородные силы. В случае организации легальной и контролируемой общественностью избирательной системы, вызывающей доверие, эти силы никогда бы не объединились, поскольку имеют разные взгляды и стремятся к тому, чтобы их позиции были представлены во власти. Эти различия уже сейчас угрожают единству действий оппозиции в вопросах демократических перемен. Отсюда и возникает спрос на объединение и координацию, чтобы разногласия не стали препятствием для достижения общей цели – честных выборов и исключения выгод правящей партии, обеспечивающей несменяемость власти.
Убеждён, что это также в интересах правящей элиты, если она не ставит своей главной целью игнорирование демократических принципов и предпочитает держаться монополии власти. В противном случае она оказывается в неразрешимом противоречии с другими политическими силами и задачами развития страны. Ее усилия будут направлены на удержание привилегированного положения, что в конечном итоге приведёт к поражению.
Общий интерес заключается в том, чтобы все значимые политические силы участвовали в дискуссии и вносили свой вклад в развитие страны. В дальнейшем, если эта задача будет решена, разногласия выйдут на первый план, и различия во взглядах и интересах станут основой формирования и деятельности демократической партийной системы. Я уже писал о основных гранях множества идейных течений – консерватизм и либерализм, плюс правые и левые. Однако это лишь теоретические категории, в жизни многообразие несравненно больше, отражая специфику задач и различные пути их решения.
Необходимости ограничивать это многообразие чем-либо иным, кроме требований к эффективности решения практических задач, нет. Также следует учитывать готовность избирателей принимать те или иные программы. По своему опыту могу сказать, что в России избиратели убеждены: те, кто участвует в политической борьбе, прежде всего хотят извлечь выгоду для себя за счёт большинства народа. К сожалению, такие убеждения обоснованы. Но сейчас настало время исключить подобные мотивы из деятельности власти и перестроить политическую систему так, чтобы она не допускала злоупотреблений.
Сигнал 4 декабря 2011 года должен быть правильным образом воспринят – это знак нашей зрелости. Уловил и другое: в нынешних обстоятельствах и при честных выборах большинство российских избирателей предпочтёт левые и консервативные идеи, так как они привычнее. Власти также в своей риторике стремились завоевать симпатии избирателей, используя консерватизм и популизм. Однако, на самом деле, эти идейные течения не способствуют позитивному развитию страны.
Кроме того, я убеждён, что в условиях сегодняшней России наиболее конструктивны либеральные идеи, которые открывают возможности для активизации и раскрытия творческих способностей людей. За последние 20 лет нашего развития мы существенно продвинулись вперёд, в основном благодаря развитию рыночной экономики, инициативе и предприимчивости граждан. Это произошло скорее вопреки, чем благодаря усилиям властей. И этот опыт следует учитывать в будущем.
Поговорим.
Евгений Ясин
