Продолжим о пенсиях

В предыдущем выпуске мы лишь коснулись темы, которая требует более глубокого обсуждения. Важность вопроса заключается в том, что сегодня большинство граждан ощущает, что мы продолжаем жить по устаревшей пенсионной системе, унаследованной от советских времен. Работодатели уплачивают единый социальный налог (ЕСН), который снова был заменён на взносы в социальные фонды – пенсионный, медицинского и социального страхования. Из собранных средств выплачиваются пенсии тем, кто достиг пенсионного возраста. Это распределительная система, в которой работающие обеспечивают пенсионеров.

Проблема для граждан видится в низких размерах пенсий. Благодаря усилиям Татьяны Алексеевны Голиковой, занимавшей пост министра здравоохранения и социального развития, коэффициент замещения, т.е. соотношение средней пенсии к средней зарплате, был повышен до 35% при международном минимуме в 40%. В странах ОЭСР этот коэффициент достигает 57%. До реформы Голиковой он составлял всего 25% и угрожал снижением.

С позиций государства ситуация выглядит иначе: поступления в пенсионный фонд падают из-за сокращения числа работающих. Кроме того, 22 миллиона самозанятых не вносят отчисления, и за них никто не платит. Параллельно продолжаются выплаты зарплат в конвертах, что позволяет снизить налоговые расходы. Развитие рыночной экономики подразумевает, что тенденции к сокращению поступлений в пенсионный фонд будут усиливаться, и это может быть следствием инновационной экономики и роста малого бизнеса. Кризис на самом деле переживают устаревшие элементы советской системы.

Мы привыкли считать, что пенсии платит государство всем, кто достиг пенсионного возраста, а начисление пенсий происходит по аналогии с зарплатами, с различными льготами и надбавками. Однако текущая реальность требует изменений. Если детей рождается недостаточно и они не способны обеспечить нас в старости, необходимо менять систему поддержки пожилых и нетрудоспособных, чтобы они могли сами накапливать средства на свою старость.

Концепция пенсионной реформы, заложенная в 2001 году, предусматривала возможность создания масштабного фонда накопления, в котором граждане могли бы быть инвесторами и получать доходы в преклонном возрасте. Однако сейчас мы стремимся разрушить те начальные основы, которые были заложены тогда, вместо того чтобы продолжать развитие реформы до её логического завершения.

Вопрос о обязательных или добровольных взносах в пенсионный фонд стоит на повестке дня. Обязательные взносы должны касаться только наёмных работников, и их размер должен быть небольшим. Необходимости жестко придерживаться международного уровня коэффициента замещения нет. Предприниматели и самозанятые могут откладывать средства на добровольной основе, при этом государство должно поощрять сбережения, однако не может взять на себя ответственность за обеспечение пенсионеров.

Обязательные взносы важны для формирования личной ответственности граждан. Государство должно сделать так, чтобы размер зарплат позволял гражданам делать такие отчисления. В текущих условиях низкие зарплаты, особенно в бюджетной сфере, препятствуют этому, и их необходимо повысить, чтобы стимулировать переход к пенсионным взносам и оплате полисов медицинского страхования.

Рост зарплат также приведет к тому, что граждане станут инвесторами. Однако чтобы эти меры были восприняты положительно, необходимо, чтобы повышение зарплат превышало потребность в них. Но где взять средства? Рост производительности, безусловно, необходим и, в то же время, меры по повышению зарплат будут способствовать этому росту. Более высокая зарплата способствует высвобождению рабочей силы и внедрению инноваций. Она также поможет сократить неравенство и укрепить доверие в обществе.

Государство должно инвестировать в создание новых институтов, соответствующих современным реалиям. Например, трансформация Фонда народного благосостояния в целевой капитал Пенсионного фонда открывает новые возможности. Это не означает его заморозку; из него можно инвестировать средства. Необходимо искать и другие источники финансирования, а при необходимости даже «подпечатывать» деньги для крупных институциональных реформ, которые будут стимулировать спрос и деловую активность.

Оцените статью
Ритм Москвы