Почему 12 июня наш национальный праздник — День независимости России? Независимости от кого? Этот вопрос, вероятно, стал актуальным для многих россиян, и ответ на него не всегда очевиден. Но, в конечном счете, это просто еще один нерабочий день. Жираф большой, ему видней! Давайте поразмышляем о причинах сложившейся ситуации.
Напомню, в 1990 году 12 июня сессия Верховного Совета РСФСР приняла декларацию о суверенитете России. Суверенитет, а не независимость — это небольшая, но важная тонкость. Союзный центр существовал, и суверенитет от него означал не независимость, а большую самостоятельность, дополнительные полномочия. Все понимали, что реально союзный центр — это власть России как метрополии над другими союзными республиками. Для них суверенитет стал символизировать независимость от России. А для стран Варшавского договора прекращение его действия означало реальную независимость от России, которая в то время воспринималась как Советский Союз — большая Россия, империя.
Объявляя суверенитет, новая Россия, по сути, хотела сказать другим: «Я тоже страдала, я такая же, как вы, я тоже освобождаюсь от тоталитарной власти.» Но несмотря на повторяющиеся слова, для России и для остальных новых независимых государств эти слова значили разное: остальные приобрели независимость, а Россия потеряла власть, влияние, территории. Русские, жившие в бывших союзных республиках, еще вчера имевшие статус граждан метрополии, сегодня становились посторонними, гражданами второго сорта. Это настоящая драма переопределения идентичности. Вместо последней империи возникло национальное государство, каким их много.
Все это трудно осознать. Существовал и иной взгляд — новая Россия, демократическая страна с рыночной экономикой. Для меня именно в этом и заключается смысл событий начала 90-х годов. Но тогда почему отмечать 12 июня? Через год в этот день Бориса Ельцина избрали президентом, но не королем или императором. Что делает этот день национальным праздником?
Лично я считаю своим национальным праздником день 21 августа. В этот день 1991 года стало ясно, что путч, ставивший целью сохранить тоталитарное государство и плановое хозяйство, потерпел поражение. Это было большое торжество новой России, поскольку с этого момента превращение России в рыночную демократию стало реальной задачей.
Я часто задумываюсь, почему мы стали стесняться отмечать этот праздник. Учредили день российского флага, который практически никто не празднует. Догадываюсь, что не всем в России этот день нравится так, как мне. Для многих это, скорее, символ поражения. Они привыкли к 7 ноября и не хотят менять дату. Для таких был придуман праздник 4 ноября — освобождение Кремля от поляков в 1612 году. Это искусственно притянутое событие, которое все россияне согласны отмечать лишь как дополнительный нерабочий день.
Тем не менее, какой-то праздник нужен, чтобы избежать недовольства. Поэтому 12 июня, день гораздо менее значительного события, чем август 1991 года, стал компромиссом. Он хорош тем, что нам необходимо национальное примирение и согласие в том, чтобы смена политики, если этого требует большинство, определялась результатами выборов, а не насилием.
Если в России произойдут честные выборы без фальсификаций, то август 91-го мы все сможем оценить одинаково. В конце концов, рыночная экономика уже работает. Осталась демократия. Давайте работать, шаг за шагом. Что касается праздников — договоримся.
До встречи, Евгений Ясин
