Евгений Ясин: Революционный план движения назад

Я долго думал, стоит ли выступать по этой теме. Возможно, лучше не втягивать слушателей в узкую экономическую дискуссию. Однако, учитывая недавнюю публикацию в «Независимой газете» с портретом Алексея Кудрина и заголовком, который он вполне мог бы произнести, я принял решение высказаться.

«Глубина экономического падения России, – пишет автор статьи Ольга Соловьёва, – такова, что мы не сможем выбраться из кризиса ещё 10-15 лет, даже при условии запуска программы новой индустриализации». Потери основных фондов за последние 25 лет сопоставимы с ущербом, причинённым Второй мировой войной.

В конце февраля 2018 года в Институте экономики РАН планируется дискуссия о текущем кризисе и путях выхода из него. В качестве возможного выхода предполагается сокращение текущего потребления населения. Главный докладчик — доцент Новосибирского Госуниверситета экономики и управления Дмитрий Фомин. Он утверждает, что с начала 1990-х годов наша экономика понесла потери основных фондов, что напрямую сказалось на производственных мощностях, превысив 50% потерь. По восстановительной стоимости это составляет 29,2%, а по остальной — 52,6%.

Следовательно, рыночные реформы начала 90-х годов нанесли России урон, сопоставимый с последствиями Великой Отечественной войны. В то время как в войну потери основных фондов составили 33,5%, сегодня эта цифра достигает 52,6%. Главный показатель — основные фонды.

Стоит отметить, что в Европе после войны шёл активный процесс обновления основного капитала. В России же за год списывали около 2-8%. Воспоминая свою юность, я вспоминаю, как Рур славился как угольный центр Европы. А где теперь Рур? В памяти о другой индустриальной эпохе. У нас же Кузбасс. Я помню, как в 1995-97 годах мы его реформировали, когда работал в Минэкономики.

В 2008 году ВВП России превзошёл уровень 1990 года — 108%. В 2014 году, когда этот показатель достиг пика, ВВП составил 114% от уровня 1990 года. Люди жили лучше, а благосостояние оценивалось в 125-130% от уровня 1990 года. Страна выглядела лучше. Но какова же цена рассуждений Дмитрия Фомина?

Согласно его мнению, для подъёма требуются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, на фоне которых будет расти и продукт, и благосостояние. Однако что является источником? Доля инвестиций должна возрасти до трети ВВП. Откуда взять такие средства? За счёт сокращения потребления, а остальное — по мелочам. Самые богатые должны сократить свои доходы в 6 раз, что касается 400 тыс. человек. Ещё 15 миллионов — должны сократить расходы в 3 раза. А 100 миллионов бедных — сократят свои расходы на треть.

Почему это привлекло моё внимание? Ситуация в экономике складывается так, что преодоление стагнации требует институциональных и структурных изменений. Есть различные предложения, но многие из них напоминают идеи первых сталинских пятилеток. Поможет ли это? Ни в коем случае!

Перемены нужны, но посмотрим, как будут развиваться события после президентских выборов. Как бы ни шли дела, мы должны помнить, что в России уже существует рыночная экономика. После трудной трансформации она приносит нам много пользы. Перемены, которые необходимы, должны способствовать расширению рыночной экономики, ограничению роли государства, активизации бизнеса и населения в целом. А не тем, что предлагает Фомин. Подумайте!

До встречи,
Евгений Ясин

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы