Евгений Ясин: Германия после Эрхарда. Уроки для нас

В предыдущем выпуске я пытался проанализировать успешные действия Л. Эрхарда в восстановлении и реформировании германской экономики. В каком-то смысле Эрхард стал пионером, первым продемонстрировавшим, насколько эффективными могут быть реформы в стиле «шоковой терапии». Хотя в то время этот термин не существовал, его реальные действия на начальных этапах соответствовали именно этому подходу. Жёсткое регулирование денежно-кредитной сферы, рекомендованное американцами, было воспринято и внедрено в практику. В то же время происходила либерализация цен и сокращение государственного вмешательства в распределение ресурсов. Подобные меры предпринял и Е. Гайдар в России в 1992 году. Хотя он больше ориентировался на опыт Бальцеровича в Польше, важно вернуться к урокам восстановления экономики Западной Германии.

К 1953-1955 годам экономика, сильно разрушенная в годы войны, начала процветать. Модель социальной рыночной экономики, не предполагающая значительного вмешательства государства в социальную помощь, полностью оправдала себя. Разные слои населения требовали поддержки достигнутых темпов роста и увеличения социальной помощи. Однако в экономике любая политика имеет свои пределы, и тогда необходим переход к той, которая предполагает определённые ограничения. Эрхард предлагал экономику «благосостояния для всех».

С 1969 года в ФРГ сформировалась «большая коалиция» — Христианско-демократической и Социал-демократической партий. Канцлером стал К.Г. Кизингер, а министром экономики — социал-демократ Карл Шиллер, который предложил иную экономическую политику — «глобальное регулирование» в сочетании с кейнсианством. Новый принцип звучал как: «Конкуренция, насколько возможно, планирование, насколько необходимо». Состояние экономики оставляло желать лучшего, поэтому возникла необходимость новых мер. В результате было усилено государственное вмешательство, а также наладилось согласование действий бизнеса и профсоюзов.

Рост экономики в 1968-69 годах оказался впечатляющим: 7,3% ВВП в 1968 году; в 1969 году — 8,2%. Однако затем ситуация начала меняться, но уже медленно. В этот период возникла социально-либеральная коалиция (1969-1982 годы), объединяющая СДПГ и СВДП. На посту канцлера оказался Вилли Брандт, который завоевал большой авторитет. Его политика включала множество социальных реформ, направленных на поддержку низших слоев и наемного труда. Однако инфляция возросла с 2% в 1969 году до 5,4% в 1971 году. Снижение темпов роста: в 1969 году — 8,2%, в 1971 году — 2,7%. Поддержка кейнсианской политики сохранялась до 1980 года.

В 1982 году к власти пришла коалиция ХДС и СВДП. Канцлером стал Г. Коль, вице-канцлером — Х. Геншер. Снова произошла смена политики, во многом — возврат к социальной рыночной экономике. Затем настало время объединения Германии, и роль Г. Коля в этом процессе была ключевой. Стоит отметить, что после объединения канцлером стал Герхард Шредер, социал-демократ, который, несмотря на это, сделал ставку на наследие Эрхарда и социальную рыночную экономику.

Почему я делюсь этой информацией? Можно ли извлечь уроки из немецкого опыта? Существует ряд причин, по которым это будет сложно, но возможно после реформ Гайдара. Однако стоит помнить, что в послевоенной Германии всегда поддерживался демократический режим, что способствовало и экономическому росту. В России, начиная с Конституции 1993 года, была заложена концентрация власти в руках президента, что усилилось после ухода Ельцина. Высокие цены на нефть также способствовали концентрации власти и экономическим успехам. Однако такие модели, как социальное рыночное хозяйство Эрхарда, в то время не были нам нужны. Теперь, когда мы столкнулись с кризисом, который более значителен, чем те, что переживала Германия после Эрхарда, необходимо думать о структурных реформах. Что это такое? Это, в многом, то, что было реализовано в Германии с самого начала, причем далеко не только в экономике. До встречи.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы