Сразу скажу, Белых — мой друг с того момента, как он в начале 2000-х годов оказался на посту руководителя партии СПС (Союз правых сил), которая была преемником партии «Демократический выбор», возглавляемой Егором Гайдаром. Я внимательно присмотрелся к нему и пришёл к выводу, что Никита Юрьевич является подходящей фигурой для руководства партией, несущей ответственность за ключевые либеральные рыночные реформы в России. Хотя после этого партия не пользовалась большим авторитетом в народе, не было ничего удивительного. Последствия первых реформ были не блестящими, однако я был убеждён, что то, что было задумано Ельциным и Гайдаром, в перспективе обещает России светлое будущее. С каждым годом, особенно с начала кризиса 2012-2013 годов, я становился в этом всё более уверенным.
Обещаю позже поговорить об этом, но сейчас речь о Белых, который внушал доверие руководству партии с её славным прошлым и, судя по всему, довольно печальным близким будущим. Это вызывало мысли о преданности Никиты Юрьевича идеалам рыночной и демократической России, которой он служил. Служил он неплохо. Мы подружились, и у меня появились убедительные доказательства его преданности крайне важным идеалам для страны. Не ради обогащения, а чтобы способствовать движению страны к желаемому будущему.
Я убеждён, что когда перед страной стоят задачи исторического масштаба, она особенно нуждается в таких людях. С тех пор у меня не возникло ни одного сомнения в этих его качествах. Был случай после его поражения на выборах, когда в кремлёвской администрации появилась идея создать правую партию из различных осколков, большей частью послушных. Обратились к Никите, чтобы он возглавил эту партию, став орудием административной машины. Он отказался, и это только укрепило моё доверие и дружбу. Жаль было терять такого сильного человека, и ему предложили пост губернатора Кировской области. Признаюсь, он тогда пришёл ко мне за советом. Я однозначно рекомендовал ему согласиться: перестройка страны в соответствии с нашими идеалами требует усилий на разных участках. Сегодня это не партия. Нужно пробовать!
На мой взгляд, его работа в Кирове оказалась и сложной, и очень полезной. Один только проект «инициативного бюджетирования», позволивший мобилизовать частные инвестиции и усиливать их государственными средствами, сулит огромную пользу для этой весьма бедной области.
И вот история с арестом. Это, безусловно, удар по прогрессивным силам в нашей стране, для которых Белых представляет собой весьма перспективную фигуру. Таких людей немного. Я сразу задумался о политических мотивах ареста. Познакомившись с предложенными обвинениями — взятка, удостоверённая подготовленной экспертизой, деньги и мешок от них в серебре и т.п. — возникали сомнения. Но я хорошо знаю Никиту и в одном абсолютно убеждён: никаких взяток и наживы не было. Он действовал исключительно в общественных интересах. Публикации Ирека Муртазина в «Новой газете» только подтвердили мои убеждения.
Есть обстоятельства, которые могут поставить любого нашего деятеля перед, казалось бы, неопровержимыми обвинениями честного человека. Но я не доверяю этим обвинениям. Напротив, сомневаюсь в порядочности тех, кто их выдвигает, в их действиях — не ради формы, а ради сути. Не случайно они не информируют руководство страны, хотя в этом случае должны были сделать это обязательно.
Сейчас же происходит удар по достойному человеку, которому не дают возможности объяснить суть дела ни следователям, ни общественности. Держись, Никита Юрьевич! Мы будем бороться за тебя. Сегодня ты особенно нужен для выхода из кризиса. До встречи.
Евгений Ясин