По следам президиума экономического совета при Президенте

Прошло некоторое время после этого события, и уже высказалось большинство тех, кто хотел повторить оценки Путина, сказанные не для записи. Были опубликованы и другие сочинения на тему, в том числе доклад А.Л. Кудрина «Об источниках экономического роста (в перспективе до 2025 года)».

«Не время строить планы» — под таким названием агентство Росбалт опубликовало работу Сергея Шелина. Автор, с либеральных позиций, отмечает: «Скорей всего провозгласят что-то неясное и обтекаемое; мероприятие, видимо, положит начало целой череде таких же совещаний». Он считает, что созревшие проблемы вновь попытаются заболтать. Однако у меня есть ощущение, что это событие имеет шанс оказаться значимым.

Представлено было три доктрины. Первая — умеренной части Столыпинского клуба, во многом либеральной, но вслед за С. Глазьевым, требующей значительной эмиссии как средства возбудить рост экономики. Вторая — позиция, которую С. Шелин считает условно-реалистичной, представлена сплотившимися ведущими ведомствами: Минфином, Минэкономразвития, Центробанком, а также помощником Президента А. Белоусовым. Эта доктрина обходит проблемы, которые могут вызвать неудовольствие президента или его ближайшего окружения, выбирая меры, которые можно провести, не затрагивая серьезных правовых и политических решений: повышение пенсионного возраста, добавление 6% налога на зарплату для накопления пенсионных фондов, упрощение процедуры увольнения работников. Цели — снизить инфляцию до 4%, добиться роста ВВП до 1% в год. Всё это необходимо, но недостаточно и непопулярно. Институциональные вопросы не затрагиваются.

Третья доктрина — предложения А. Кудрина, только что назначенного председателем ЦСР и заместителем председателя экономического совета, т.е. Путина. Следует ясно понимать, что речь идет именно об этой доктрине, которая рассматривается как способ добиться перелома в экономике. Важно, что Кудрин предлагает изменить судебно-охранительную систему в основном в интересах бизнеса, сократить расходы на госсектор и ВПК, повысить производительность труда и капитала за счёт конкуренции и частных инвестиций, что предполагает достижение иного уровня доверия между государством и бизнесом, а также в целом в обществе. Необходимы увеличения вложений в НИОКР и максимальное использование мировых технологических успехов, что обуславливает нужду в улучшении отношений с Западом.

В целом программа Кудрина представляет собой начальные шаги на том пути, который может изменить ситуацию в российской экономике. Но для этого нужны серьезные сдвиги в правовой и политической системах. По сути, речь идет о смене действующей модели экономики и государственного управления. Если это так, то у нас есть реальные шаги к некоему новому курсу, нацеленному на построение эффективной рыночной экономики и демократического государства.

Я допускаю возможность, что подобные декларации можно будет еще раз озвучить, но ничего не сделать. В текущей обстановке заметна разница по сравнению с тем, что было у нас в течение 15 лет с начала XXI века. Тогда можно было обходиться декларациями и реальными ограничениями политических свобод. И сейчас такое возможно, но на какое-то время. Это означает, что чем дальше откладываются необходимые, а возможно и рискованные меры для правящей элиты, тем рискованнее будут дальнейшие последствия.

Иного выхода нет. Движение к пониманию этих обстоятельств необходимо, и, возможно, мы уже наблюдаем первые признаки смены курса. Хорошо бы.

До встречи, Е. Ясин.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы