Евгений Ясин: Глобализация и кризис. 2

Я пропустил одну из прошлых передач, поскольку попал в больницу. Теперь догоняю с некоторыми дополнениями. Хочу ещё раз попытаться развести глобализацию и кризис. Эти явления смешанные, но разные.

Глобализация – это процесс смешивания, переплетения и взаимного обогащения цивилизаций. Цивилизация как культурный феномен складывается вокруг культуры того или иного народа или ряда народов с близкими культурами. Перечислю основные цивилизации, которые сложились и живут к настоящему времени:

  1. Европейская, весьма разветвленная. Скажем, к ней относятся западноевропейская, ядро, за которой стоит наследие античной (древнегреческой и римской); — Северная и Латинская Америка; — Страны Восточной и Южной Европы, в том числе Россия. Все эти ветви в той или иной степени переплелись.
  2. Китайская цивилизация.
  3. Индийская цивилизация, включающая множество народов индийского субконтинента.
  4. Исламская цивилизация, объединяющая множество стран, исповедующих ислам. Одни размещаются на Ближнем и Среднем Востоке, на Дальнем Востоке, в Африке (например, Нигерия).

Цивилизация определяется своеобразием культуры, достаточно явным, чтобы отличить цивилизацию от цивилизации. Кроме этого, есть множество отдельных ареалов, групп народов, также со своеобразными культурами. Они имеются и внутри каждой цивилизации.

Глобализация, о которой идет речь, представляет собой новейший процесс переплетения цивилизаций и культурного обмена. Этот процесс шел всегда, только каждый раз носил своеобразный характер. Так складывались древние и средневековые империи, затем начался процесс колонизации, связанный с капитализмом. О глобализации как таковой, в современном смысле этого слова, заговорили после Второй мировой войны, когда стали рушиться колониальные империи, а передача культур, инноваций и людей продолжалась. Дело явно шло к тесному переплетению разных цивилизаций в единую глобальную человеческую цивилизацию, которая несомненно представляет собой взаимное обогащение. Это положительное явление и при этом неизбежное. Однако оно, естественно, переплетается с другими взаимодействиями между странами, культурами, между цивилизациями и внутри них. Всё это относить на счёт глобализации сомнительно и несправедливо.

Тем не менее, составить более или менее реальную картину того, что происходит в настоящее время в мире, мы можем. Смысл моего выступления заключается в том, что нынешний кризис не связан с глобализацией в целом. Он происходит по двум основным причинам.

Первая – мировой кризис: ему мы обязаны США, а точнее Федеральной резервной системе и её председателю в 2001 году – Алану Гринспену, который снизил учётную ставку процента с 6 до 1% и вызвал оживление, не столько в США, сколько в Китае, Индии, Бразилии и России на 5-6 лет. Ещё раньше, в 1973 году, закончилась эра индустриализации и началась инновационная эра, у которой оказались несколько иные законы. В 1973 году был создан ОПЕК, и цены на нефть выросли в три раза; к 1983 году – в десять раз. В 2008 году оживление закончилось, и начался кризис. У нас он продолжается до сих пор.

Вторая основная причина состоит в том, что в 1987 году в России Михаил Горбачёв начал реформы, а в 1986 году началось падение мировых цен на нефть. Тогда для нас это не казалось столь существенным. Реформы всё равно были нужны. Но в 1991 году цены на нефть опустились до 20 долларов за баррель. После попытки путча к власти пришёл Борис Ельцин и пригласил Егора Гайдара начать реформы. В конце 1992 года Гайдара отправили в отставку, но основной комплекс рыночных реформ был реализован. Кризис финансовый 1998 года, когда цены на нефть опустились до 8 долларов за баррель, привёл к отстранению реформаторов от власти.

После избрания президентом В.В. Путина страна развивалась весьма успешно, главным образом на фоне роста цен на нефть. К 2008 году удалось восстановить размеры ВВП 1990 года, а по сравнению с 1998 годом они удвоились. Однако дальше снова начался кризис. Для его преодоления стране нуждаются в завершении реформ, не только в экономике. Пока они не будут проведены, даже при условии окончания мирового кризиса, нам вряд ли удастся выбраться из нашего. Так я думаю.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы