Евгений Ясин: Маша и Украина

Тема Марии Гайдар и её работы в Одессе с Михаилом Саакашвили постепенно уходит из поля зрения прессы. Тем не менее, стоит вернуться к ней, поскольку нынешняя неприязнь между украинцами и русскими является временным и крайне нежелательным явлением для отношений двух братских народов. Вспоминается осень 1991 года, когда я работал в межреспубликанском комитете, занимающемся разработкой новых отношений между республиками СССР. В процессе работы мне довелось сотрудничать с украинской представительницей, настроенной довольно агрессивно. Она, как представительница союзного центра, старалась меня игнорировать, демонстрируя свою позицию украинского национализма. Каждый раз, сталкиваясь с позицией украинского премьера Арсения Яценюка, я вспоминаю ту женщину.

Сейчас важно осознать, что столкновение интересов Украины и России по сути носит второстепенный характер, несмотря на то, что его активно подчеркивают. Главное заключается в том, что Украина постепенно формируется как единое государство и нация. В этом процессе существуют противоречия между Западной и Центральной Украиной, где более выражено влияние польской и австрийской культур, и восточной частью страны, более подверженной влиянию русской культуры. Я, будучи одесситом, утверждаю, что Одесса – это город, пропитанный русской культурой. Для него украинизация является шагом назад. Это не значит, что жители Одессы стремятся вернуться в состав России, но их культурные корни глубоко связаны с русским наследием. Подобная ситуация характерна для Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Николаева и Херсона, не говоря уже о Донецке и Луганске.

Я не против единой Украины в её нынешних границах, но необходимо учитывать и уважать внутренние различия. Возьмем, к примеру, украинское руководство: Кравчук, Ющенко, Яценюк – представители западного направления; Кучма и Янукович – юго-восточники. Майдан в Киеве дважды отразил западное влияние, хотя последний раз это было стремление к демократии и противостояние союзу олигархов с промышленным юго-востоком. Маша Гайдар появилась в Одессе вместе с Саакашвили, поскольку не смогла найти себе применение в политической конкуренции в России. В нашей стране такой открытой конкуренции нет, и её потянуло именно в политику, следуя примеру отца. Появление Гайдар в стане «противника» вызвало однозначно негативную реакцию, воспринимаемую как предательство.

Я посетил Одессу 4-5 сентября во время Всемирного клуба одесситов во главе с Михаилом Жванецким. Конечно, я встретился с Машей и расспрашивал её, но в основном это был диалог между ней и моей дочерью. Я лишь сказал: «Маша, учитывай свою фамилию. Твой отец – великий сын России». В некоторых СМИ появилось сообщение, что я просил её не позорить фамилию. Я ознакомился с её выступлениями, в которых была и критика российских властей. Чаще всего критика была обоснованной, однако проблемы все равно существуют.

Поэтому ещё раз подчеркну: нет проблемы между Украиной и Россией, хотя с обеих сторон есть люди, склонные преувеличивать российско-украинские противоречия. Основная проблема – это вопросы демократии, прежде всего в России, а также внутренние разногласия среди населения Украины. Одесса, в свою очередь, выступает как узел пророссийских настроений. Не стоит забывать о 45 жертвах в городе 2 мая 2014 года. Учитывая это и сильные антироссийские настроения в Киеве, я рассматриваю присутствие Маши Гайдар в Одессе как позитивный момент для новой демократической России, который мог бы использовать и действующий режим. Нам необходимо стремиться к миру и дружбе. Думайте, ребята!

Оцените статью
Ритм Москвы