24 года назад в России произошла революция. Пока из её результатов ясно одно: вместо плановой экономики в стране появилась рыночная. А дальше для России определились два выхода: особый путь – русская цивилизация или глобальный успех. Под последним понимается вхождение в круг развитых стран, обладающих сильным потенциалом в инновациях и, следовательно, способствующих поддержанию высокого уровня производительности, благосостояния и международного влияния.
Русская цивилизация – это более сложное понятие, предполагающее сохранение известных, во многом уже сложившихся, зон влияния, а также некоторых традиционных черт, способствующих трансформации для граждан. Эти черты сохраняют связи с прежними особенностями, но увеличивают расстояние от наиболее развитых стран.
В течение 10 лет (1990-2000) Россия развивалась скорее по линии глобальной трансформации. В марксистской теории формаций предполагается линейная смена, например, от феодализма к капитализму. Однако с 2001 года, после прихода к власти Путина, институциональные изменения стали принимать иной характер – склонившись к авторитаризму и увеличив роль государства. Эта тенденция сохраняется и поныне.
Некоторые исследователи, такие как О. Шкаратан и В. Лексин, в книге «Россия как цивилизация» (2015) выступили с идеей мультилинейности цивилизаций, отвергая концепцию однозначной смены стадий развития. Это означает, что переход к капитализму как более развитой стадии, открывающей для страны продуктивные перспективы, может оказаться несостоятельным. Россия представляет собой носительницу иных свойств, присущих характеру народа и его ментальности. У нас будет особый путь.
Следовательно, можно сделать вывод, что реформы 90-х были неудачными и их цели не будут достигнуты. Лексин отмечает: «В России переход к ныне существующей структуре общественных отношений произошел в значительной степени под воздействием экспансии западной системы ценностей… Этот процесс применительно к российской действительности 1990-2010 гг. неплохо изучен… „Плавильный котёл“ цивилизаций, вероятно, возможен, но он может стать гуманитарной катастрофой, если в нём сгорит разнообразный и невосстановимый культурно-цивилизационный потенциал Земли, включая нерастраченный потенциал русской цивилизации».
Не собираюсь углубляться в изложение или вступать в дискуссии. Однако важно обсудить, возможно ли формировать в России эффективный конкурентный рынок и демократическое общество, учитывая традиции её развития.