21 ноября в «Ведомостях» появилась статья А.Л. Кудрина под названием «Как вернуть доверие», в которой обсуждается открытие Гражданского форума. Анализируя текущую экономическую и политическую ситуацию, автор обращает внимание на необходимость долгосрочных перемен. Быстрые меры, по его мнению, не принесут желаемых результатов. Он предлагает властям пересмотреть программу развития страны. Это вполне обоснованно, так как именно власть может не только формировать, но и реализовывать подобные программы. Вопрос лишь в том, будет ли у неё на это желание.
Однако сама цель определена верно: вернуть доверие! Этот вопрос является важнейшей задачей для программ, которые могут разрабатывать как власть, так и другие политические силы. Почему именно доверие? Потому что для обеспечения экономического роста в новых условиях не следует надеяться на повышение цен на нефть и газ. Необходимы новые факторы, и, как мне кажется, это не ископаемые или другие материальные ресурсы. Это инициатива, готовность рисковать ради успеха; это ответственность, которая как раз и создает уверенность у партнёра, смягчая риски.
Ответственность порождает доверие, прежде всего, между людьми, по горизонтали. Но также это доверие необходимо к институтам, основанным на праве и верховенстве закона. Эти обстоятельства стали частью нашей жизни, на которые в последнее время мы перестали обращать внимание. Почему так? Потому что преобладало мнение начальника, т.е. высшего руководства. Некоторые могут сказать, что это привычный порядок для нашей страны, это российская традиция. Возможно, это так. Однако согласие с неизменностью такого порядка лишает нас будущего.
Вместо доверия и ответственности наблюдается власть, применяющая методы, не способствующие укреплению доверия, а наоборот — сохранению и укреплению своей позиции. Эти методы существовали при Советской власти и, возможно, даже ранее. Хотя некоторые из них не исчезали в полной мере, сейчас они вернулись к нам. К этому добавилась жизнь «по понятиям», которая утвердилась в период формирования рыночной экономики. Перемены, если они произойдут и не останутся лишь на словах, должны положить конец преобладанию подобных методов.
Я считаю, что первостепенной задачей должна стать правовая реформа, установление нормальных отношений между бизнесом и правосудием. Я намеренно выбрал этот термин, чтобы охватить не только судебную власть, но и все силовые структуры. Кудрин ярко подчеркивает, что «у предпринимателей могут отобрать бизнес или изменить правила игры без предупреждения или переходного периода». Доверие граждан к судам за период с 2007 по 2013 годы снизилось с 50 до 30,8%. В индексе верховенства права мы занимаем 80-е место из 99.
При этом проводимые изменения, такие как ликвидация Высшего арбитражного суда, возвращают споры между предприятиями в ведение Верховного суда, где дела часто трансформируются в уголовные, и большинство приговоров имеют обвинительный характер. В тех же судах мнения следственного комитета, прокуратуры и ФСБ гораздо более авторитетны, чем аргументы адвокатов и других юристов. Добиться подъёма экономики, основываясь на росте деловой активности, невозможно, если не решим, или хотя бы не продвинемся в проблемах верховенства закона.
Для того чтобы верховенство закона стало реальностью, необходимы изменения в политической системе, которая должна исполнять функции общественного контроля за деятельностью всех ветвей власти. Исходя из этого, актуальны требования свободы слова, честных выборов и так далее. Необходимо обратить внимание на местное самоуправление, на «земскую» реформу, как её называли ранее. За последние годы от неё почти ничего не осталось. Те задачи, которые должно решать местное самоуправление, контролируемое населением, сегодня не выполняются, а его активность в местных делах в большинстве случаев практически равна нулю.
Можно ли ожидать подъём экономики, а также гражданской и предпринимательской активности на фоне такого положения? Боюсь, что нет. В любом случае, стоит начать серьезные обсуждения этих вопросов. До встречи.
