Истинное содержание эпохи Ельцина

Первого февраля отмечался день рождения Бориса Ельцина. А 4 февраля в Высшей школе экономики Фонд имени Б.Н. Ельцина и Фонд «Либеральная миссия» устроили торжественное мероприятие в его честь. На встрече не было высокопрофильных лидеров, но среди присутствующих оказались государственный секретарь эпохи 90-х Геннадий Бурбулис, вице-премьеры Борис Салтыков и Яков Уринсон, а также я – министр экономики и без портфеля в 1994-1998 годах. Но, что более важно, собрались люди, для которых события того времени действительно интересны. Для меня, как непосредственного участника тех лет, этот вечер стал возможностью заново осмыслить роль этих событий в нашей истории и, что особенно актуально, в её будущем.

В этой статье я хотел бы обсудить два момента. Во-первых, значение событий начала 90-х годов, в том числе роль Бориса Николаевича. Во-вторых, как мы откликаемся на эти события сегодня и какой можно ожидать эффект на наши перспективы.

Что касается первого момента, мне уже есть что сказать. Я человек пожилой, в начале 90-х мне было около 60 лет. События того времени, на мой взгляд, представляли собой исторический перелом. Горбачёв, как мне кажется, начинал перестройку с демократическими целями. Хотя он и не достиг их, именно они способствовали рыночным реформам, распаду СССР и формированию на его местах современных национальных государств. Демократия как политическая система тогда не состоялась, и её, к сожалению, нет и сегодня. В лучшем случае мы имеем «дефектную демократию», как утверждают политологи В. Меркель и А. Круассан.

Стараясь трезво проанализировать прошлое, я пришёл к выводу, что Ельцин не был подлинным демократом. По своей натуре он был бойцом, стремившимся к победе, в том числе и к своей личной. Он одержал такую победу. Однако в новой Конституции, 20-летие которой мы совсем недавно отмечали, президент получил полномочия, равные полномочиям Съезда народных депутатов, в государстве, где отсутствует разделение властей. Но как реформатор он был действительно масштабным. До него у нас была страна, построенная на феодально-бюрократической иерархии, идеале коммунистического правления. После Бориса Ельцина мы получили рыночную экономику, более гибкую систему с сетевой структурой, где каждая сторона несёт ответственность и может рассчитывать на доверие партнёров. История показала, что такая система гораздо эффективней и долговечней, чем основанная на насилии иерархия.

Ельцин поверил в Гайдара, и важнейший комплекс реформ был осуществлён всего за 500 дней. Вы можете сомневаться в этом. Реальные реформы в области приватизации и финансовой стабилизации затянулись на более длительный срок. Но сегодня мы располагаем рыночной экономикой с относительно свободными ценами, что позволило покончить с дефицитом, мучившим нас на протяжении 70 лет. Есть и относительная свобода предпринимательства, играющего всё более важную роль. Можете сомневаться в качестве и эффективности нашего рынка, но он существует. Это заслуга Ельцина и Гайдара, и она настолько значима, что я даже не стану дополнительно перечислять заслуги.

Теперь о втором моменте: наш отклик на события того времени и то, что можно ожидать в будущем. Создав рыночную экономику, эпоха Ельцина предопределила развитие в стране трёх ключевых аспектов: верховенство права, свободу конкуренции и демократию. Я понимаю ваши сомнения и недоверие по этому поводу, так как сам испытываю схожие чувства. Тем не менее, я воспитан в традициях марксизма, включая представления о закономерностях исторического процесса. В последнее время мне стало известно, что сторонники институциональной теории описывают это схожими терминами: институты – это правила игры, которые поддерживаются многими людьми и основаны на устойчивых взаимосвязях в экономике.

Если вы восстановите рыночную экономику, вам придётся ввести строгие правовые стандарты, регулирующие отношения между людьми, например, в торговле или при смене властителей. В противном случае рынок будет неэффективным, и все будут страдать, пока массовые движения или разумность парламентариев не заставят принять строгие законы. А главное – необходимо, чтобы эти законы исполнялись, чтобы каждый следил за их соблюдением. На рынке не должно быть хозяев, и порядок должен основываться на учёте интересов, прав и ответственности участников. Право становится основой свободы и эффективности. Право выше начальства. Либо начальство с необъятными полномочиями, либо свободный рынок с строгим порядком. Право создаёт условия для свободы и конкуренции, а конкуренция, в свою очередь, стимулирует активность и инновации. В политической сфере это означает демократию.

Может быть, я ошибаюсь, но уверенно могу сказать, что время для изменений, последствия реформ, проведённых при Борисе Ельцине, может настать как раньше, так и позже. Движущие силы для этого уже созданы. Изменения могут и не произойти вовсе, так как существуют могущественные силы, стремящиеся их остановить. В таком случае судьба нашей страны может быть печальной, и ей будет грозить упадок. Но в обществе всегда зреет стремление людей к борьбе за прогресс. Мы уже наблюдали подобные настроения в 2011 году после выборов. Это влияние Ельцина и Горбачёва.

Оцените статью
Ритм Москвы