Напоминаем, что Егор Гайдар ушёл из жизни 16 декабря 2009 года. 6 ноября 1991 года он занял пост заместителя председателя правительства, где премьером стал президент Ельцин. В составе правительства Гайдар работал около года, а затем ещё несколько месяцев в 1993 году. За это время были осуществлены основные рыночные реформы, а Анатолий Чубайс завершал два необходимых проекта – массовую приватизацию (1994) и финансовую стабилизацию, которая почти остановила огромную инфляцию.
В 1997 году индекс потребительских цен в России составил 11%, что стало лучшим результатом, достигнутым только в 2006 году, спустя девять лет. В результате реформ Гайдара Россия стала страной с рыночной экономикой, что дало возможность проявить внутренние стимулы для развития. Государственные деятели различаются по своему горизонту видения: одни стремятся к популярности, другие же совершают исторические действия, меняющие направление развития страны и мира. Гайдар относится к числу последних, и, на мой взгляд, он был первым среди многих признанных героев второй половины ХХ века.
Назову имена первых пяти: Людвиг Эрхард, Дэн Сяопин, Маргарет Тэтчер, Лешек Бальцерович и Егор Гайдар. Каждый из них внёс огромный вклад в судьбы своих стран и экономик. Если в случае первых четырёх это признано всеми, то последний всё ещё остаётся мишенью для критики. При этом ему поручили одну из самых сложных задач, и спустя 22 года после начала реформ многие начали возвращаться к прежним политическим курсам.
В ноябре этого года телепередача «Поединок» под руководством Владимира Соловьева была полностью посвящена Егору Гайдару. Обычно я не участвую в подобных передачах, так как их исход предопределён. Тем не менее, когда стало известно, что речь пойдёт о Гайдаре, я согласился на участие. Прошло уже 20 лет с его последнего нахождения в правительстве, но он остаётся одним из главных героев мифов об ошибках и ответственности за беды страны. Все обвинения в его адрес — это ложь. Гайдар сделал много полезного для страны, и люди должны знать о его истинной роли. Поэтому я всегда соглашаюсь на возможность высказать свою позицию.
В ходе передачи прозвучали несколько пунктов обвинений, к которым я хочу внести свои возражения. Проханов, капитан обвинителей, выдвинул эмоциональные доводы, заявляя, что Гайдар устроил в стране кошмарный кризис, уничтожив державное величие и разрушив мощную плановую экономику. Его гость, генерал Ивашов, сослался на Нобелевского лауреата Дж. Стиглица, который утверждал, что сам план реформ был ошибочным. Появлялись и мега-цифры потерь, которые якобы понесла страна из-за действий Гайдара. Итоговое голосование после передачи показало, что сторонники Гайдара потерпели поражение. Я был бы удивлён, если бы в нынешней социально-политической обстановке что-то прошло иначе, независимо от наших усилий.
Тем не менее, в день памяти Егора Тимуровича, я хочу выразить свои мысли. Моя профессиональная деятельность в экономике началась в 1960 году, когда я поступил на дневное отделение экономического факультета МГУ, ставя перед собой цель построить коммунизм на основе марксистской экономической теории. Мне было 27 лет. Работа на стройке убедила меня в том, что марксистская теория требует серьёзного пересмотра, и я намеревался заняться этой задачей. Потом я познакомился с книгой Л. В. Канторовича «Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов», которую собирался раскритиковать как марксист, но оказался под её обаянием.
Спустя пять лет на семинаре в Центральном экономико-математическом институте АН СССР Виктор Волконский убедительно показал, что теория оптимального планирования, основанная на книге Канторовича, является частным случаем общей теории равновесия. Пришло время расстаться с коммунистическими заблуждениями, стало очевидно, что рыночная экономика эффективнее плановой. В 1964 году был снят Хрущёв, а в том же году, как стало известно позже, родился Егор Гайдар. Через год началась косыгинская экономическая реформа, давшая старт движению к рыночной экономике, и я стал её ярым сторонником. Однако в 1968 году, после событий в Чехословакии, нашу реформу остановили, и начался застой.
Застой несколько сглаживался открытием нефтяных месторождений в Западной Сибири (1967 г.) и значительным ростом цен на нефть (1973 г.). Тем не менее, неизбежность крупных изменений в экономике становилась всё более очевидной. Когда меня познакомили с Егором Гайдаром на экономическом факультете в 1984 году, он уже был человеком, который размышлял. В 1985 году к власти пришёл Горбачёв, а в 1986 году мировые цены на нефть упали, что в сочетании с другими факторами привело к нарастающему дефициту бюджета СССР и товарному дефициту в магазинах.
Демократическая эйфория, охватившая страну с 1989 года, совпала с углублением экономического кризиса. Почему я пишу об этом в заметке о Гайдаре? Масштаб его личности не укладывается в рамки повседневных событий. И именно на фоне приближающихся политико-экономических изменений можно оценить подвиг, который совершил Егор Гайдар. С 1989 года, работая в комиссии Леонида Абалкина в союзном правительстве, я осознал, что нам предстоит сделать, чтобы изменить ход событий и достичь успеха. Важный вопрос, который меня мучил, – кто это сделает?
В конце лета 1990 года, после обсуждения программы перехода к рынку «500 дней», Юрий Дмитриевич Маслюков, председатель Госплана, сказал мне и Явлинскому: «Теперь эти реформы будете делать вы». Вопрос о том, кто возьмёт на себя такую ответственность, был очень весомым. Прошёл год, и такой человек нашёлся – это был Егор Гайдар. Условия для выбора его судьбы также сложились. Я отмечу, что экономический кризис разгорелся. Осенью 1990 года в портах стояли суда с зерном, которое не выгружалось из-за отсутствия средств. В то время мы импортировали 40 млн тонн зерна, а сейчас экспортируем всего 20 млн тонн. Ситуация была тревожной, и при этом реформа требовала коренной смены экономической модели.
Стало очевидно, что для достижения цели необходимо освободить цены, снизить расходы, остановить инфляцию, открыть экономику и провести приватизацию. Это был минимальный набор шагов, чтобы заработала рыночная экономика. Каждый из этих шагов был связан с непредсказуемыми последствиями. Разговоры о практическом опыте не имеют смысла, поскольку такие дела всегда происходят в единичном исполнении. И вот – все необходимые меры были приняты. Россия, независимо от мнений, сегодня является страной с рыночной экономикой. Говорят, качество этой экономики могло бы быть лучше, но таким образом следует предъявлять счета другим. Гайдар удобен тем, что на него можно свалить множество чужих ошибок. Я убеждён, что Гайдар – это редкое явление, которое должно вызывать гордость у всех россиян за то, каких людей может рождать наша земля.
Кстати, его мать, Ариадна Павловна Бажова, жива. Она заслуживает нашего уважения и благодарности. В этот день я хочу обратиться к ней с низким поклоном. Спасибо! Спасибо за великого сына!