Евгений Ясин: Памяти друга: Александр Иванович Анчишкин, 80 лет

22 года прошло после революционных событий августа 1991 года и 26 лет со дня безвременного ухода из жизни одного из самых глубоких ее провозвестников, академика А.И. Анчишкина. Друзья и коллеги готовят книгу в память об этой дате, об этом человеке, и я считаю своим почетным долгом откликнуться на это событие.

Люди быстро уходят из нашей памяти, если они не были в центре исторических событий, даже если сыграли в них выдающуюся роль. А между тем они более других достойны того, чтобы прослыть предметом гордости своего народа. Один из таких людей – Александр Иванович Анчишкин, один из лучших экономистов, каких я знал.

Замечу, это было еще в советское время. С 1951 года, поступив на экономический факультет МГУ, Анчишкин начал свою жизнь в советской экономике. Завершил свою миссию как один из авторов документа «Основные положения коренной перестройки управления экономикой» – специального постановления Июньского Пленума ЦК КПСС 1987 года, который открыл эпоху экономических реформ в России. Зная Анчишкина, могу сказать, что к такому документу он шел всю жизнь, и я твердо уверен, что именно он был главным его автором и редактором, взяв на себя роль первой скрипки.

Что главное я хотел бы сказать об Александре Ивановиче? Мы с ним почти ровесники: 80 лет мне исполнится в мае 2014 года, а ему – 12 августа 2013. Мое общение с экономикой началось на 6 лет позже, когда в 1957 году я начал работать в строительстве, а в 1958 поступил на тот же факультет заочно. Жизнь обещала быть интересной, и я чувствовал, что после правления Сталина страна оказалась перед необходимостью поворота курса политики, что у нас есть шанс исправить дела и сделать что-то полезное для страны.

Сначала правление Н.С. Хрущева, XX съезд КПСС, деятельность шестидесятников вроде оправдали ожидания. Однако после отставки Хрущева были предложены косыгинские реформы, которые казались разумными. Но затем Чехословацкие события 1968 года изменили ситуацию. Реформы остановились, а проблемы советской экономики продолжали нарастать. В конце 60-х, когда началась эксплуатация нефтяных месторождений в Западной Сибири и в 1973 году мировые цены на нефть выросли втрое, казалось, что экономика немного стабилизировалась. Однако те, кто разбирался в экономике, понимали, что по сути ничего не изменилось.

Конъюнктура могла поддерживать ситуацию временно, но институциональные основы советской экономики были нежизнеспособны. Экономика управлялась громоздкой и неповоротливой иерархией, и люди в ней боялись принимать ответственные решения, думая в основном о собственных выгодах. На Западе же работала рыночная система, которая была несравненно более эффективной. Уровень благосостояния там рос быстрее и качественнее. Соревнование социализма с капитализмом мы, очевидно, проигрывали.

Такое положение вещей было очевидно как мне, так и моим коллегам в ЦЭМИ, и еще более выпукло это осознавал Анчишкин. В наших разговорах, хоть и не очень частых, мы понимали друг друга с полуслова. Однако в своих работах Саша должен был проявлять сдержанность, чтобы не нарушить марксистские догмы. Но он понимал больше всех, особенно в практических вопросах, охватывавших всю экономику и общество.

Как редкостная личность, он глубоко осознавал назревающие беды и переживал за ограниченность возможностей что-то предпринять. Как бы он мог изменить сложившееся положение! Имея необходимые способности и знания, он мог и делал много. Одна только комплексная программа научно-технического прогресса, реальным идеологом и руководителем разработки которой он был, является огромным достижением.

Написано множество книг, создан известный Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса (ИЭП НТП СССР). Но я представляю, что мог бы сделать Саша Анчишкин, будь он свободным человеком, не останавливаясь на поисках слов для выражения своих мыслей. Жаль, что обстоятельства не дали ему реализовать задуманное или хотя бы участвовать в приближающихся спорах и делах. Его взвешенное, содержательное мнение могло бы сыграть огромную роль.

В своих работах он практически не касался рыночного механизма как ключевого решения наших экономических проблем, практически все его исследования были посвящены планированию и прогнозированию. Но он подготавливал решающие шаги. В созданном им институте начинали свою карьеру Гайдар, Лопухин, Нечаев, Шохин. Я надеюсь, что молодые люди, начинающие карьеру в бизнесе, науке и госуправлении, помнили бы имя Александра Ивановича Анчишкина и знали бы, с кого брать пример.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы