Состоится ли новая модель экономического роста в России?

«Состоится ли новая модель экономического роста в России?» – так называется доклад, подготовленный моими коллегами и мной к XIV Апрельской конференции, которая открывается 2 апреля в Высшей школе экономики. Не опережая событий, я хочу в общих чертах познакомить читателей с тем, что мы выносим на обсуждение.

Первое. Мировая экономика находится, вероятнее всего, в состоянии затяжного кризиса, связанного с переходом от индустриальной к инновационной стадии развития. Проблемы Кипра, о которых мы говорили ранее, – это одно из проявлений. Следует ожидать других проявлений, которые, вряд ли будут похожи, но всегда порождают волну последствий, доходящих до нас.

В 1990-х годах я не задумывался о ситуации в других странах: Америка процветала, Китай двигался семимильными шагами, Европа являла пример достижений цивилизации, к которому стремились страны бывшего соцлагеря и СССР. Заботила одна страна — моя Россия, которая казалась одинокой и обиженной. Теперь многое изменилось. Америка в долгах, Европа сталкивается с кризисами своих членов, Китай сбавил темпы и испытывает проблемы исчерпания возможностей той модели догоняющего роста, которая ранее принесла успех.

И в Индии проблемы. А в России, хотя мы беднее других развитых стран, дела, на первый взгляд, обстоят не так уж плохо. Это я говорю объективно, стараясь оставить в стороне мои политические пристрастия. Нефть и газ выручают. Рыночная экономика, которая казалась никчемной в 1999-ом году и только начала выходить из трансформационного кризиса, теперь работает. Не так хорошо, как хотелось бы, но функционирует, реформы Гайдара приносят свои плоды. К 2008-ому году закончили этап восстановительного роста, ВВП составил 108% от уровня 1990-го года. Мы уже не выглядим обиженными, хотя, по правде, одиноки по-прежнему. И впереди, увы, не столь уж безоблачные перспективы.

Второе. Наша старая модель роста, основанная на росте мировой экономики, которая предъявляет спрос на наш экспорт, и на высоких ценах на нефть, – это характеристика Мирового банка, – тоже исчерпала свои возможности. Экономический рост в мире снизится. Нефть, может быть, и не подешевеет, но цены на неё, как прежде, расти не будут. Уже в 2012-ом году темпы роста у нас снизились, и в конце года они оказались близки к нулю.

Что делать? В наших внутренних дискуссиях на будущее обсуждаются в основном три модели – я бы их назвал так: инерционная, экспансионистская и институциональная. Инерционная модель подразумевает ничего особенного не делать, продолжать прежнюю политику, обеспечить стабильность, основываясь на нефтяных доходах и создавая резервы. Экспансионистская модель предполагает обеспечение роста экономики за счёт государственных инвестиций, без предварительных размышлений о возможных неприятностях. А если денег не хватит – можно и напечатать. Это экспансия на денежном рынке с угрозой инфляции, но чтобы расти, нужно рисковать.

Институциональная модель акцентируется на реформах по формированию новых институтов: права собственности, законность, конкуренция. В отличие от прошлого, реформы затрагивают не только экономику, но и правовую и политическую системы. В прогнозе до 2030-го года Минэкономразвития также предлагает три сценария: 1) консервативный (похож на инерционный), 2) инновационный (ближе к институциональному), 3) форсированный (похож на экспансионистский). Однако, при более детальном рассмотрении, консервативный и форсированный сценарии, не акцентируя внимание на институциональных изменениях, мало отличаются друг от друга.

Естественно, это касается также сценариев, названных выше экспансионистским и инерционным: избегание проблем, решение которых создаёт риски, прежде всего для правящей элиты. Хотя только такие сценарии способны повлиять на будущее страны в конструктивном направлении. Инновационный (институциональный) сценарий именно таков.

Третье. Мы рассматриваем его как основу новой модели экономического роста. Все остальные названные модели объединяются в альтернативный инерционный сценарий, который у нас назван модернизацией «сверху» – основные решения принимаются централизованно, инициатива снизу контролируется во избежание рисков. Ему противостоит модернизация «снизу», которая опирается на инициативу и энергию широких слоёв населения, прежде всего бизнеса. Задача – разбудить их, поднять деловую и гражданскую активность. Как это сделать – на этот счёт тоже сделаны предложения, но я отложу их изложение на будущее.

Закончу сегодня таким заключением: как раз сейчас время выбора. То, что делает власть, похоже на консервативный сценарий в агрессивном варианте, который не сулит успеха. Будет ли поворот?

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы